Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ГОРСКИЙ Александр Алексеевич [6(18) VIII 1871, Петербург - 20 X 1924, Москва] - рус. артист балета, педагог и балетмейстер. Засл. арт. имп. (позднее гос. академия.) театров (1915). Учился в Петерб. театр. уч-ще у П. К. Карсавина и М. И. Петипа (окончил в 1889). В 1889-1900 был танцовщиком Мариинского театра (Петербург). С 1901 режиссёр балета, в 1902-24 балетмейстер Большого театра (Москва). На деятельность Г.-хореографа оказали влияние передовые поиски режиссёров и художников Частной оперы Мамонтова и МХТа. Знаток спектаклей Петипа, Г. шёл от буквальных повторов его постановок на моск. сцене («Спящая красавица», 1899; «Раймонда», 1900) к творческой переработке, заботясь о логике и стройности сюжета, режиссуре ансамблей. Значит. художеств. явлением была его постановка балета «Дон Кихот» (1900, Большой театр). Г. решительно обновлял репертуар Большого театра под знаком драматизации действия в переработанных им балетах: «Баядерка» Минкуса (1904), «Коппелия»; «Дочь фараона» Пуньи (оба в 1905) и др. В то же время в пост. Г. танец, подчинённый логике поступков и ситуаций, утрачивал обобщающие свойства, на первый план выходила пантомимная зрелищность, музыке отводилась иллюстративная роль («Дочь Гудулы» Симона, по роману «Собор Парижской богоматери» Гюго, 1902; «Саламбо» Арендса, 1910). Среди др. пост.: «Любовь быстра!» на муз. Грига, «Шубертиана». В 1916 Г. впервые осуществил опыт балетной пост. симфонии (5-я симфония Глазунова, 1916). В сов. время пост.: «Стенька Разин» на муз. Глазунова (1918), «Вечно живые цветы» Асафьева (1922), «Щелкунчик» (1919) и др. Прогрессивные для своего времени, хотя и противоречивые поиски Г. сказались в практике сов. хореографич. режиссуры 1930-40-х гг. |