Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ГРАУНД (англ. ground, букв. - земля, почва, грунт, основание). 1) Англ. обозначение cantus firmus. 2) Англ. обозначение basso ostinato, а также самих сочинений, осн. на его применении. В таких произв. мелодия баса всё время повторяется, оставаясь неизменной, тогда как верхние голоса обновляются за счёт варьирования первонач. основы (в связи с чем подобные сочинения часто наз. дивиженс на Г. - divisions upon a ground) или за счёт свободного развития. Г. с нач. 16 в. широко представлен в творчестве англ. вёрджинелистов (Бёрд, Булль); в 17 в. часто применялся в обработках нар. мелодий (вариациях), проник и в оперу (Г. Пёрселл). В некоторых произв. конца 17 в. подвергается фигурац. варьированию и сам basso ostinato. Порой Г. называли и обычный басовой голос в инстр. сочинениях. Хотя термин «Г.» в Англии чаще всего использовали для обозначения ostinato в басу, нередко его относили и к остинатным мелодич. образованиям, проходящим в верхних голосах (мелодич. Г.) или передающимся из голоса в голос (для осн. на этом приёме произв. существовало, однако, и особое назв. фэнси - (fancy). Т. о., грань между Г. и др. родами осн. на ostinato произведений не была вполне чёткой. |