Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ХОРЕЗМСКАЯ ТАБУЛАТУРА, хорезмская нотация, - система нотной записи для танбура (3-струн. щипкового плекторного инструмента), созданная хивинским музыкантом Пехлеваном Ниязом Мирзабаши Камилом в 80-х гг. 19 в. Предполагают, что при этом он исходил из существовавших ранее систем нотаций (напр., табулатурной нотации для уда Сафи-ад-дина Урмави, 13 в.). Пешрав (из макома Сегох). Запись в хорезмской нотации и расшифровка. В X. т. применяются 18 горизонтальных линий, соответствующих числу ладов (перемычек) на грифе танбура. Точки, которые ставятся над и под линией, указывают число ударов плектром (нохун). Точка над линией означает звук, взятый ударом сверху; если точка стоит под линией, звук берётся ударом снизу. Длительность звуков не обозначается: подразумевается, что все записываемые звуки - одинаковой длительности (в переводе на совр. нотацию - восьмые). X. т. читается подобно араб. письму - справа налево. При помощи X. т. записаны хорезмские макомы. Несовершенство системы затрудняет расшифровку этих записей. |