на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ИБЕР (Ibert) Жак (15 VIII 1890, Париж - 5 II 1962, там же) - французский композитор. Член Ин-та Франции (1956). В 1911-14 занимался в Парижской консерватории у Э. Пессара (гармония), А. Жедальжа (контрапункт и фуга), П. Видаля и Г. Форе (композиция). Во время 1-й мировой войны 1914-18 около трёх лет находился на фронте. В 1919 окончил Парижскую консерваторию; получил Рим. пр. (за кантату «Поэт и фея»). В 1920-23 жил в Италии, путешествовал по Испании, Тунису. Уже первые крупные соч., в т.ч. 3 симф. картины «Гавани» (1922), симф. поэма «Баллада о Редингской тюрьме» (по О. Уайльду, 1922), балет «Встречи» (1925), опера «Анжелика» (1927), принесли композитору признание. В 1937-55 директор Франц. академии (Вилла Медичи) в Риме. В 1955-56 рук. Нац. объединения франц. оперных театров. В творчестве И. сочетаются неоклассич. и импрессионистские элементы: ясность и стройность формы, мелодич. свобода, гибкая ритмика, красочность инструментовки. И. - мастер муз. дивертисмента, лёгкой шутки.
Соч.: оперы - Персей и Андромеда (Persee et Andromede, ou Le plus heureux des trois, 1923 пост. 1929, театр «Гранд-Опера», Париж), Гонзаго (1929, Монте-Карло; 1935, театр «Опера комик», Париж), Король Ивето (1930, театр «Опера комик», Париж), Орлёнок (L'Aiglon, по одноим. пьесе Э. Ростана, совм. с А. Онеггером, 1937, Монте-Карло); балеты - Встречи (Les Rencontres, партитура создана на основе фп. сюиты, 1925, театр «Гранд-Опера», Париж), Диана де Пуатье (хореография М. Фокина, 1934, там же), Любовные похождения Юпитера (Les Amours de Jupiter, 1946, «Т-р Елисейских полей», Париж), Странствующий рыцарь (Le Chevalier errant, по «Дон-Кихоту» Сервантеса, использована музыка из фильма «Дон-Кихот», хореография С. Лифаря, 1950, театр «Гранд-Опера», Париж), Триумф целомудрия (Le Triomphe de la puretй, 1955, Чикаго); оперетта - Малютки Кардиналь (Les Petites Cardinal, совм. с Онеггером, 1938, театр «Буфф-Паризьен», Париж); для солистов, хора и орк. - кантата (1919), Елизаветинская сюита (Suite Elisabethaine, 1944); для орк. - Рождество в Пикардии (Noel en Picardie, 1914), Гавани (Escales, 3 симф. картины: Рим - Палермо, Тунис - Нефия, Валенсия, 1922), Феерическое скерцо (1925), Дивертисмент (1930), сюита Париж (1932), Праздничная увертюра (Ouverture de fete, 1942), Вакханалия (1956); для инструмента с орк. - Концертная симфония (для гобоя и струнных, 1948), концерты (для флейты, 1934; для влч. и духовых, 1925), Камерное концертино (для саксофона, 1935); камерно-инстр. ансамбли - трио (для скр., влч. и арфы, 1940), струн. квартет (1943), квинтет духовых и др.; пьесы для фп., органа, гитары; песни; му-зыка к спектаклям драм. театра - «Соломенная шляпка» Лабиша (1929), «14 июля» Роллана (совм. с др. франц. композиторами, 1936), «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1942) и др.; музыка к фильмам, в т.ч. Дон-Кихот (с участием Ф. И. Шаляпина); музыка к радиопостановкам - Трагедия доктора Фауста (1942), Синяя Борода (1943) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ИБ..

ДУДА

ДУМА

ДУНИ

ДУЭТ

ДХОЛ

ДЮКА

ДЮТШ

ЕЖЕК

ЕНКО

ЖИГА

ЖОРА

ЖРАУ

ЗАЙЦ

ЗАКС

ЗАРЯ

ЗИКЕ

ЗИЧИ

ЗЛОВ

ЗОНА

ИГИЛ

ИЗАЙ

ИЗАК

ИРМО

ИСИИ

ЙЁДЕ

КААЛ

КАИР

КАМУ

КАНТ

КАПЕ

КАПП

КАРС

КАТО

КАФА

КЕРН

КИЕВ

КИЛЬ

КИНЕ

КИНО

Музыкальный словарь ver16