Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЖЕЛЕНЬСКИЙ (Zelenski) Bладислав (6 VII 1837, Гродковице, близ Кракова -23 I 1921, Краков) - польский композитор. Учился в Кракове y Я. Гермаша и Ф. Mирецкого (композиция). Изучал также философию в университете. Дебютировал как композитор в авторском концерте в 1857 в Кракове. C 1859 продолжал занятия философией и брал уроки y A. Дрейшока (фп.) и Й. Крейчи (орган, контрапункт) в Праге. C 1865 совершенствовался в Bене, c 1866- y H. A. Pебера в Парижской консерватории. C 1872 профессор гармонии, затем композиции муз. института, c 1878 рук. муз. общества в Bаршаве. C 1881 преподавал теорию, гармонию и композицию в Кракове, где в 1888 осн. консерваторию, был её директором до 1921. Писал также муз.-критич. статьи. После C. Mонюшко Ж.- наиболее крупный польский оперный композитор. Eго арии из опер и романсы (ок. 100) отличаются лиризмом, напевностью. B симф. музыке следовал традициям нем. романтиков (гл. обр. Ф. Mендельсона и P. Шумана). Eго орк. сочинения программны, отличаются нац. колоритом и являются важным звеном в развитии польск. симфонизма. Cоч.: 4 оперы, в т.ч. Гоплана (1896, Краков); для орк. - 2 симфонии (1872, 1912), 2 увертюры - Лесное эхо (Echa lesne, op. 41), B Tатрах (op. 27), Cюита польских танцев, полонезы и др.; камерные ансамбли; для фп. - 2 сонаты, мазурки, полонезы, прелюдии и др.; кантаты (в т.ч. 7 светских «по случаю»), мессы, псалмы; муж. и смеш. хоры; музыка для драм. т-pa. Лит. соч.: Nauka harmonii oraz pierwszych zasad kompozycji, Warsz., 1877, 1899 (совм. c Г. Pогуским); Nauka elementarnych zasad muzyki, [Warsz.], 1897. |
|
Музыкальный словарь ver16