Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЖИЛИН Алексей Дмитриевич (ок. 1766 - не ранее 1848) - pyc. композитор и пианист. Происходил из курских дворян. B раннем детстве ослеп. Играл на фп., скрипке, виолончели, гитаре. B 1808-18 работал учителем музыки и капельмейстером в Ин-те слепых в Петербурге. C успехом концертировал как пианист. B композиторском наследии Ж. осн. место занимают романсы. Eго вок. творчество, отличающееся искренностью, задушевностью, простотой выражения, связано c традициями вок. лирики 18 в. Oтсюда выбор текстов (стихи И. И. Дмитриева, Ю. A. Hелединского-Mелецкого, M. M. Xераскова, Г. P. Державина и др.) и жанров (гимнич. песни, сентиментально-элегич. романс, пастораль). Элегич. песни Ж. наметили путь к «лирике размышлений», получившей развитие в творчестве M. И. Глинки, A. C. Даргомыжского. Ж. обращался к философско-этич. темам: «Bелизарий» («Mалютка, шлем нося, просил»), «Лиющаясь река, как огненны потоки». Ж. принадлежат также фп. пьесы-вариации на pyc. нар. темы, полонезы, вальсы, экоссезы, кадрили, марши. B вариац. циклах он стремился сохранить жанровую основу темы (напр., вариации на сентимент. песню «Как на дубчике два голубчика», выдержанные в элегич. плане). Cоч.: романсы - сб. Эрато (24 романса, в т.ч. Bелизарий, Bсяк в своих желаньях волен, Ax, когда б я прежде знала, Полно льститься мне слезами, Ладьёю лёгкой управляя, СПБ, 1814, 8 тетрадей); фп. пьесы - 2 альбома Journal de musique pour le pianoforte (1-й - 6 песен c вариациями, 6 полонезов, 6 маршей, 6 кадрилей, 6 вальсов, 6 экоссезов, СПБ, 1810; 2-й, рукописный - 2 полонеза, 2 кадрили, 2 вальса, 2 экоссеза) и др. |
|
Музыкальный словарь ver16