Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КАВАТИНА (итал. cavatina, уменьшит. от cavata - кавата, от cavare - извлекать). 1) В 18 в. - короткая сольная лирич. пьеса в опере или оратории, обычно созерцательно-задумчивая по характеру. Возникла из связанной с речитативом каваты начала 18 в. Отличалась от арии большей простотой, песенностью мелодии, очень огранич. применением колоратур и повторов текста, а также скромностью масштабов. Обычно представляла собой один куплет с небольшим инстр. вступлением (напр., две К. из оратории Й. Гайдна «Времена года»). 2) В 1-й пол. 19 в. - выходная ария примадонны или премьера (напр., каватина Антониды в опере «Иван Сусанин», каватина Людмилы в опере «Руслан и Людмила»). 3) Во 2-й пол. 19 в. К. сближается с произведениями этого жанра, созданными в 18 в., отличаясь от них большей свободой построения и бульшими масштабами. 4) Изредка название «К.» применялось к небольшим инстр. пьесам напевного характера (напр., Adagio molto espressivo из струнного квартета B-dur ор. 130 Бетховена). А. О. Гриневич. |