Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КИРНБЕРГЕР (Кirnberger) Иоганн Филипп (24 IV 1721, Заальфельд, Тюрингия - 27 IV 1783, Берлин) - нем. муз. теоретик, композитор и скрипач. Музыке обучался у И. П. Кельнера и Г. Н. Гербера (1738-39). Занимался в 1739-41 у И. С. Баха в Лейпциге. В 1741-50 работал учителем музыки, муз. директором капелл польских магнатов. В 1751 возвратился в Германию, был скрипачом корол. капеллы в Берлине, с 1754 преподаватель композиции и капельмейстер принцессы Анны Амалии Прусской. К. - один из видных муз. теоретиков 18 в., значение которого, однако, переоценивалось. В своих трудах К. разработал некоторые прогрессивные пед. принципы И. С. Баха, в эстетич. суждениях был последователем учения об аффектах. Развил учение композиции на основе закономерностей гармонии и полифонии, хотя в учении о гармонии и сделал шаг назад по сравнению с Ж. Ф. Рамо. Наиболее известная и долгое время ценившаяся работа - «Die Кunst des reinen Satzes» (Bd 1-2, В., 1771-79). Автор упражнений, сонат, фуг и небольших пьес (с комментариями) для клавира и органа, не имеющих большого художественного значения, но применявшихся в педагогической практике, а также орк. сюит, трио-сонат, песен и др. Лит. соч.: Кonstruktion der gleichschwebenden Temperatur, В., 1760; Grundsätze des General-Basses als erste Linien zur Кomposition, В., 1781; Gedanken ьber die verschiedenen Lehrarten in der Кomposition als Vorbereitung zur Fugenkentniss, В., 1782, и др. И. M. Марков. |