Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ - знаки альтерации (диезы и бемоли), которые проставляются после ключа на каждом нотном стане для обозначения тональности (высотного положения лада) муз. произведения. К. з., по традиции, проставляются в определённых местах и в установленном порядке. Каждый вариант К. з. отвечает двум тональностям - мажорной и параллельной минорной (см. Квинтовый круг); мажорное или минорное наклонение лада выявляется соотношением ступеней (см. Лад). К. з. относятся к соответствующим звукам во всех октавах (ранее, в 17-18 вв., К. з. относились только к данной октаве и потому повторялись в др. октавах). П. И. Чайковский. «Евгений Онегин», 3-я картина. К. з. могут меняться и внутри нотного текста - в случаях смены тональности муз. произведения, а также для удобства чтения нотного текста. Для этого прежние К. з. отменяются бекарами, а затем выписываются новые К. з. (СМ. пример). В. А. Вахромеев. |