Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КОММА (от греч. komma, букв. - отрезок). 1) Очень малый интервал между двумя близкими по высоте звуками, образуемыми с помощью суммирования различных чистых интервалов и последующих октавных перестановок. Пифагорова К. возникает при построении звуковой системы из чистых квинт и октав; она образуется, напр., между звуком с2 и звуком his1, полученным с помощью 12 ходов от с по чистым квинтам. Эта К. характеризуется соотношением частот 531441/524288 74/73 и равна 23,5 цента (около 1/9 целого тона). Синтоническая, или дидимова, К. возникает между терцией, построенной с помощью четырёх ходов по чистым квинтам, и чистой большой терцией; она обнаруживает соотношение частот 81/80 и равна 21,5 цента (около 1/10 целого тона). К., т. е «разностные интервалы», образуются и при построении звуков с помощью др. комбинаций интервалов (напр., септимовая К. - при построении звуковой системы из октав, терций и натуральной септимы). От возникновения К. свободен только равномерно темперированный строй (см. Темперация). 2) Знак в виде запятой (лат. comma), которым в нотной записи вок. соч. и соч. для духовых инструментов отмечаются места, где исполнитель может перевести дыхание, невзирая на отсутствие выписанной паузы. Иногда с помощью К. обозначаются и люфт-паузы. |