Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КОНДАК (от греч. kontakion) - жанр визант. церк. поэзия и музыки. Основоположник жанра и непревзойдённый творец К. - Роман Сладкопевец (Мелод) (1-я пол. 6 в.). Его К. - многострофные драм. поэмы с монологами и диалогами героев. 1-я строфа - вступление, следующие - изложение драмы, последняя - обобщение нравств., назидат. характера. Строфы объединяли акростих, общий рефрен и единая метрикa. Вступление выделялось особой метрикой. Строфы декламировал солист, рефрен пел народ. В 8 в. К. стал вытесняться каноном. Одновременно происходило развитие мелодики К. и сокращение числа строф. К 11 в. мелодика приобрела мелизматический характер. В совр. богослужебных книгах правосл. церкви сохранилось 2 строфы: 1-я с надписью «кондак» и 2-я - «икос» (следуют за 6-й песней канона). |