на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЛАПИЦКИЙ (псевд. Михайлов) Иосиф Михайлович [16 (28) I 1876, Минск - 5 XI 1944, Москва] - сов. оперный и драм. режиссёр, муз.-обществ. деятель. Засл. арт. РСФСР (1936). В 1897 окончил уч-ще правоведения в Петербурге. С детских лет пел в хоре, играл в оркестре, был режиссёром школьных и любит. спектаклей. В 1897-1900 артист и режиссёр драм. труппы М. А. Саблиной-Дольской, в 1900-01 в Мюнхене - в труппе Э. Поссарта. В 1903 дебютировал в МХТ; по совету К. С. Станиславского перешёл на режиссёрскую работу. Был режиссёром оперного театра Солодовникова (1903-06, с 1904 худ. рук.), Большого театра (Москва, 1906-08), петерб. Нар. дома (1908-12). В 1912 основал в Петербурге Театр музыкальной драмы (директор и худ. рук.). В 1920-22 работал в Москве в коллегии Центротеатра, был режиссёром Моск. театра муз. драмы. В 1921, 1924-25, 1927-28 директор и режиссёр Большого театра, в 1923-24 рук. оперных трупп бывших Мариинского и Михайловского театров в Ленинграде; в 1925-27 работал на Украине. В 1930-37 режиссёр-постановщик на Радио в Москве. В последующие годы возглавлял оперный театр в Харькове (1938-39), был худ. рук. Донецкого муз. театра (1940-43). Творч. деятельность Л. оставила заметный след в истории муз. театра. Реформатор, смелый экспериментатор, оригинально мыслящий художник, Л. был видным организатором, активным строителем сов. муз. театра. Его новаторские поиски открыли новую страницу в истории оперной режиссуры. Расцвет творч. деятельности Л. связан с Т-ром муз. драмы. В основе его режиссёрского метода лежало стремление оправдать сценич. действие, максимально приблизить оперный спектакль к жизненной правде. Хотя борьба с разл. условностями на оперной сцене и приводила Л. порой к пренебрежению муз. спецификой оперы, к излишним натуралистич. подробностям, лучшие его работы отмечены оригинальностью художеств. замысла, свежестью прочтения оперной партитуры, остротой её сценич. «видения» и воплощения, художественно цельным ансамблем, реалистич. массовыми сценами. Среди наиболее интересных пост. Л. в Т-ре муз. драмы -»Евгений Онегин» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1912), «Кармен» (1913), «Пиковая дама», «Снегурочка» (1914), «Аида», «Севильский цирюльник»; «Каменный гость» Даргомыжского (1915), «Черевички» Чайковского, «Иоланта», «Парсифаль» (1916) и др., в Большом театре -»Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1908), «Король забавляется» («Риголетто», 1925), «Хованщина» (1928), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1929), в Укр. театре оперы и балета - «Тихий Дон» (1936); «Щорс» Лятошинского (1938). Автор статей о реформе оперного театра.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЛА..

КУБАЦКИЙ

КУЗНЕЦОВ

КУЗЬМИНА

КУКУЗЕЛЬ

КУЛЬТРУН

КУРБАНОВ

КУРБАТОВ

КУРДЮМОВ

КУРОЧКИН

КУСМАКЕР

КУУЛБЕРГ

КУШНАРЁВ

КУШНЕРИК

ЛАБИЦКИЙ

ЛАВИНЬЯК

ЛАЗАРЕВА

ЛАМБЕЛЕТ

ЛАМПЕРТИ

ЛАНДОРМИ

ЛАТЫШЕВА

ЛАУРУШАС

ЛЕБЕДЕВА

ЛЕВАССЁР

ЛЕВАШЁВА

ЛЕВЕНСОН

ЛЕВИЦКАЯ

ЛЕГИНСКА

ЛЕГРЕНЦИ

ЛЕДБЕЛЛИ

ЛЕЗГИНКА

ЛЕЙБОВИЦ

ЛЕХТИНЕН

ЛИБЕРМАН

ЛИБРЕТТО

ЛИВАНОВА

ЛИГАТУРА

ЛИНДЕМАН

ЛИННЕМАН

ЛИСИЦИАН

Музыкальный словарь ver16