Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЛЮЙ-ЛЮЙ (букв. - строй, мера) - 12-ступенный хроматич. звукоряд в кит. музыке. Осн. на соотношении тонов прибора, состоящего из 12 бамбуковых трубок разной длины и сечения (каждая в 1,5 раза меньше предыдущей), которые образуют цепь восходящих квинтовых ходов. Изобретение этого акустич. прибора, известного в Китае с глубокой древности, и введение Л.-Л. в муз. культуру приписывается мифич. правителю Хуан-ди и его придв. музыканту Лин Луню. Л.-Л. рассматривался как муз.-философская система. Каждый из 12 звуков последовательного ряда имел свой глубокий натурфилософский смысл: так, нечётные звуки (первый иероглиф в сочетании Л.-Л.) воплощали светлые, активные силы неба (ян); чётные (второй иероглиф в сочетании Л.-Л.) - тёмные, пассивные силы земли (инь). Вместе они выражали сущность 12 месяцев в году, 12 знаков зодиака и часы в сутках. Л.-Л. содержал в себе квартово-квинтовый круг и возможности равномерной темперации. Кит. теоретики в течение 2 последующих тысячелетий комментировали и переосмысляли эту систему, к-рая стала обозначаться одним, первым иероглифом «люй»; теория темперации приобрела назв. «люй сюэ» (учение о люй). 12-полутоновый звукоряд сам по себе не был ладовой основой для развития интонац. мышления, т. к. звуки такого звукоряда не обнаруживали интенсивных ладовых сопряжений и тяготений друг к другу или тонике. Е. В. Завадская. |