Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МЕЗЕНЕЦ (в миру - Стремоухов) Александр (гг. рожд. и смерти неизв., указываемая обычно дата смерти 30 I 1676 ошибочна, т.к. существует собственноручная запись М., относящаяся к июню 1677) - рус. муз. теоретик сер. 17 в., знаток церк. пения (дидаскал). Род. в Новгороде-Северском. С 1657 справщик моск. Печатного двора, с 1668 старец (чл. совета старейшин) звенигородского Саввино- Сторожевского монастыря. Возглавлял комиссию 6 дидаскалов по исправлению певч. книг на истинноречие. Сторонник и защитник крюков; выступал против замены знаменной нотации пятилинейной. Автор (при участии др. дидаскалов) теоретич. труда «Извещение о согласнейших пометах во кратце изложенных [со изящным намерением] требующим учитися пения» (издан С. В. Смоленским под назв. «Азбука знаменного пения. Извещение о согласнейших пометах старца Александра Мезенца», Казань, 1888), являющегося, наиболее полным изложением теории знаменного пения. При переводе текста ирмология на истинноречный, с сохранением крюковой нотации, возникли технич. трудности печатания знамён в 2 цвета. М. вместо киноварных помет создал систему тушевых (чёрных) признаков (дополнит. обозначений при знамёнах). В «Извещении…» М. излагает эту систему как адекватную («согласнейшую») системе киноварных помет. |