Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МЕЛОС (греч. melos) - термин, применявшийся в Др. Греции со времён Гомера для обозначения напева, мелодии, а также предназначенного для пения лирич. стихотворения, в отличие от эпоса, элегии и эпиграммы. В муз. теории Др. Греции под М. понималось самостоят. мелодич. начало музыки, которому противопоставлялось начало ритмическое; к области М. относили учение о гармонике и мелопее. В последующее время термин применялся редко. Несколько чаще он стал привлекаться в музыковедч. литературе со времён Р. Вагнера, использовавшего его в некоторых своих работах (напр., раздел «Новый бетховенский мелос» в труде «О дирижировании» - «Ьber das Dirigieren»). Ряд понятий, включающих термин «М.», выдвинул немецкий музыковед В. Данкерт. Термин был особенно популярен в кон. 10 - нач. 20-х гг. 20 в. (его применял в своих трудах Б. В. Асафьев, в 1917-18 было выпущено 2 сборника музыковедч. работ под ред. Асафьева и П. П. Сувчинского, озаглавленных «Мелос»; в Германии с 1920 выходит журнал «Melos»). |