Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МЕТРИКА (греч. metrixn, от metron - мера) - учение о метре. В античной муз. теории - раздел, посвященный стихотворным размерам, определявшим последовательность слоговых и, тем самым, муз. длительностей. Такое понимание М. сохраняется и в ср. века, хотя в связи с отделением стиха от музыки уже в эллинистич. эпоху М. чаще включается в грамматику, чем в теорию музыки. В новое время М. как учение о стихотворных размерах (в т.ч. основанных не на длительности, а на числе слогов и ударений и не связанных с музыкой) входит в теорию поэзии. В теорию музыки термин «М.» вновь введён М. Гауптманом (1853) в качестве названия учения об акцентных соотношениях, образующих специфически-муз. метр - такт. X. Риман и его последователи включили в М. (не без влияния стихотворной М.) более крупные построения до периода включительно, в которых они признавали те же соотношения лёгких и тяжёлых моментов, что и в такте. Это привело к смешению метрич. явлений с фразировочными и синтаксическими вплоть до подмены тактовых границ мотивными. Такое расширенное понимание М. можно считать вышедшим из употребления; т.о. муз. М. ограничивается учением о такте. |