Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МИННЕЗИНГЕР (нем. Minnesinger, от Minne - любовь и Singer - певец) - нем. ср.-век. поэт-певец, автор-исполнитель произв. рыцарской лирики 12-13 вв., т. н. миннезанга. Песни М. сопровождались игрой на струн. инструментах. Сохранилось значит. количество песен с мелодиями. Многие из записей сделаны квадратными нотами (Nota quadrata, см. Невмы), что явилось одной из трудностей их расшифровок. Исследователь П. Рунге в своём труде «Песенные мелодии Гольмарской рукописи…» («Die Sangesweisen der Golmarer Handschrift…», 1896) доказал, что ср.-век песенные записи нотированы наподобие хоралов и передают (так же, как мелодии, записанные невмами) лишь тоны и мелизмы, а ритм зависит исключительно от текста. Благодаря такому способу чтения произв. М. стали доступны для изучения. М. воспевали любовь и рыцарские обычаи. При единстве общей социальной направленности творчества М. как жанра рыцарской поэзии, в нём наметились два направления: песни М., возникшие в юго-вост. районах страны, приближались к песенной нар. лирике, были проникнуты жизнелюбием, воспевали любовь к женщине как реальное земное чувство (Кюренбергер, Дитмар фон Айст, М. фон Зефелинген); творчество М. прирейнских районов, воспевавшее культ «прекрасной дамы», отличалось мистицизмом, носило изысканный, отвлечённый характер (Генрих фон Фельдеке, Фридрих фон Хаузен). Среди др. известных М. - Райнмар фон Хагенау, Конрад Вюрцбургский, Вольфрам фон Эшенбах, Генрих фон Мейсен, прозванный Фрауэнлоб. В кон. 14 - нач. 15 вв. искусство М. пришло в упадок. |