Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МОДИНЬЯ (португ. modinha) - браз. песенный жанр гор. происхождения, сложившийся во 2-й пол. 18 в. Известен также в Португалии. Культивировался в основном любителями-полупрофессионалами в салонах. М. представляла собой лирич. сольную песню в сопровождении фп., близкую по складу европ. романсу, с сильным влиянием итал. оперных арий в мелодике и фактуре аккомпанемента. Отличит. особенности - преим. двухчастная (строфа и рефрен) или трёхчастная (aria da capo) форма, сочетание мажора и минора, двухдольный метр (2/4 и 4/4), умеренный темп. Лишь с сер. 19 в., когда М. получила распространение в нар. гор. кругах и приняла облик, более близкий к собственно песне, она обрела ярко выраженные нац. черты. Её постоянной формой стала куплетная, часто встречался размер 3/4 (влияние вальса), функции аккомпанемента перешли к виолану. Эта нар. форма М. пользовалась большой популярностью до конца 19 в. и нашла широкое отражение в творчестве проф. браз. композиторов. П. А. Пичугин. |