Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
НОМ (греч. nomis, букв. - закон, обычай) - в др.-греч. музыке напев. мелодия, а также тип мелодии и мелодич. модель. Последняя, по-видимому, служила основой для исполнения певцами-рапсодами разл. рода эпич. муз.-поэтич. произведений; она объединяла в себе определ. лад и определ. мелодич. попевки. При этом напев в той или иной степени варьировался в соответствии со структурой стиха данного поэтич. текста. Такое исполнение было более мелодически развитым сравнительно с обычным речитированием. Для аккомпанемента применялась кифара или (реже) авлос. Первоначально Н. были связаны только с культом Аполлона. На протяжении истории Др. Греции типы Н. претерпели значит. изменения. Н. в Др. Греции называли и отд. инстр. сочинения для авлоса или кифары. Сохранился отрывок Н. для кифары «Персы» Тимофея, относящегося к 5 в. до н.э. Имеются данные, согласно которым Н. были известны уже в Др. Египте; по-видимому, др.-греч. Н. ведут своё происхождение от них. Сходные явления представляют собой ладово-мелодич. модели в муз. культуре ряда вост. стран: Др. Китая; Индии (рага); Индонезии (патет); Сев. Африки; Ирана, Турции (маком), некоторых сов. республик Кавказа, Закавказья и Ср. Азии (см. Маком, Мугам, Мукам и др.). |