на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ОРГАНУМ (позднелат. Organum, от греч. organon - инструмент, орудие) - общее наименование неск. наиболее ранних видов европ. многоголосия (кон. 9 - сер. 13 вв.). Первоначально О. назывался только сопровождающий голос, позднее термин стал обозначением типа многоголосия. В широком смысле к О. относят всё раннее ср.-век. многоголосие; в узком - начальные, строгие его формы (параллельное движение квартами и квинтами, также с добавлением их октавных расширений), в отличие от развившихся в рамках О. и получивших собств. названия типов и жанров многогол. письма. О. охватывает неск. школ многогол. письма, притом не всегда связанных друг с другом генетически. Осн. виды О. (а также гл. этапы его историч. развития): параллельный (9-10 вв.); свободный (11 - сер. 12 вв.); мелизматический (12 в.); метризованный (кон. 12 - 1-я пол. 13 вв.). Исторически О., по-видимому, предшествовала т. н. парафония в позднеримской музыке (по сведениям, исходящим от «Ordo romanum», 7-8 вв.; часть певцов папской «Схола канторум» наз. парафонистами; предполагается, что они пели в параллельных квартах и квинтах). Термин «organicum melos», близкий по смыслу к «О.», впервые встреяается у Иоанна Скота Эриугена («De divisione naturae», 866). Первые дошедшие до нас образцы О. содержатся в анонимных теоретич. трактатах «Musica enchiriadis» и «Scholia enchiriadis» (9 в.). О. основывается здесь на хоральном напеве, который дублируется совершенными консонансами. Голос, ведущий хоральную мелодию, наз. принципалисом (vox principalis - главный голос), а также (впоследствии) тенором (tenor - держащий); дублирующий голос - органалисом (vox organalis - органальный, или органумный, голос). Ритм точно не указан, голоса моноритмичны (принцип punctus contra punctum или nota contra notam). Помимо параллельного ведения в кварту или квинту, встречаются октавные удвоения голосов (aequisonae - равнозвучные): Образцы параллельного органума из трактатов «Musica enchiriadis» (вверху) и «Scholia enchiriadis» (внизу). Более поздняя англ. разновидность О.- гимель (cantus gemellus; gemellus - сдвоенный, близнец) допускает движение терциями (известный образец гимеля - гимн св. Магнусу Nobilis, humilis). В эпоху Гвидо д'Ареццо развился др. вид О.- свободный О., или диафония (первоначально слово «диафония» было науч.-теоретическим, а «О.» - обиходно-практич. обозначением одного и того же явления; в нач. 12 в. термины «диафония» и «О.» стали определениями разл. техник композиции). Он также моноритмичен, но голоса в нём линеарно свободны; широко используются косвенное движение, противодвижение, а также перекрещивание голосов. Изложение принципов и образцы свободного О. - у Гвидо д'Ареццо в «Микрологе» (ок. 1025-26), в миланском трактате «Ad Organum faciendum» (ок. 1150), у Джона Коттона в его труде «De musica» (ок. 1100); др. источники - Уинчестерский Тропарь (1-я пол. 11 в.), рукописи монастырей Сен-Марсьяль (Лимож, ок. 1150) и Сантьяго де Компостела (ок. 1140). Свободный О. (как и параллельный) обычно двухголосен. Образец органума из трактата «Ad Organum faciendum». О. параллельный и О. свободный по общему типу письма должны быть отнесены скорее к гомофонии (как подобие аккордового склада или как его крайние голоса), чем к полифонии в обычном смысле. В О. зародился новый муз. склад - базирующееся на гармонии вертикальных созвучий многоголосие. В этом большое историч. значение О., обозначившего резкую грань между принципиально монодич. мышлением в муз. культуре всего Др. мира (включая и Др. Восток), монодическими же ранними формами христ. пения (1-е тысячелетие н. э.), с одной стороны, и основанной на этой новой (по типу - многоголосной) гармонии новозападной культурой - с другой. Поэтому рубеж 9-10 вв.- один из самых значительных в муз. истории. В последующие эпохи (вплоть до 20 в.) музыка существенно обновлялась, но оставалась многоголосной. Ещё в рамках свободного О. изредка встречалось противопоставление одному звуку принципалиса нескольких в органалисе. Этот способ письма стал основным в мелизматич. О. На протянутый звук тенора (punctus organicus, punctus organalis) приходилось от неск. звуков до довольно длинной мелодии: Органум из рукописей монастыря Сен-Марсьяль. Мелизматич. О. (diaphonie basilica) имеет уже ярко выраженный полифонич. характер. Образцы мелизматич. О.- в кодексах Сантьяго-де-Компостела, Сен-Марсьяль и особенно парижской школы Нотр-Дам (в «Magnus liber organi» Леонина, которого называли optimus organista - лучший органист, в смысле «лучший органумист»). В кон. 12 в., помимо традиц. двухголосного (dupla) О., появляются первые образцы трёхголосного (tripla) и даже четырёхголосного (quadrupla). При неск. органалисах голоса имеют названия: дуплум (duplum - второй), триплум (triplum - третий) и квадруплум (quadruplum - четвёртый). Литургич. тенор по-прежнему сохраняет значение гл. голоса. Благодаря мелизматич. украшению каждого выдержанного тона тенора общие масштабы композиции увеличиваются до десятикратной длины. Распространение модальной ритмики и строгая метризация О. (с кон. 12 в.) свидетельствуют о влиянии факторов, далёких от его первоначальной литургич. основы, и связывают О. со светским и нар. искусством. Это - закат искусства О. В органуме Леонина мелизматич. части композиции чередуются с метризованными. По-видимому, метризация определялась и увеличением числа голосов: организация более чем двух голосов делала неизбежной более точную их ритмич. координацию. Вершина О.- двух-, трёх- и даже четырёхголосные соч. Перотина (школа Нотр-Дам), названного optimus dis-cantor (лучший дискантист): Перотин. Градуал «Sederunt principes» (ок. 1199); органум квадруплум. В рамках О. появились модальная ритмика и имитация (Сен-Марсьяль, Нотр-Дам), обмен голосов (Нотр-Дам). В 12-13 вв. О. вливается в искусство мотета, ранние образцы которого очень близки метризованному О. На всём протяжении своей истории О.- пение сольное и ансамблевое, а не хоровое, которое по-прежнему оставалось одноголосным (по Г. Хусману). Двух- и многоголосие О. было украшением церк. пения, такие песнопения первоначально исполнялись только в торжеств/ случаях (напр., рождественские службы). По некоторым сведениям, ранний О. исполнялся с участием инструментов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ОР..

НУРДРОК

НУРХЕЙМ

НУРЫМОВ

НУСУПОВ

НЬЮМАРЧ

НЮСТЕДТ

НЮСТРЁМ

ОБЕРТАС

ОБУХОВА

ОГНЕВОЙ

ОГРЕНИЧ

ОЖРАГИС

ОЗОЛИНЬ

ОЙСТРАХ

ОКАЁМОВ

ОКАРИНА

ОНЕГГЕР

ОРАНСАЙ

ОРБЕЛЯН

ОРКЕСТР

ОРМАНДИ

ОРФЁНОВ

ОСМАНОВ

ОСТРЧИЛ

ОТТЕРЛО

ОТЫГРЫШ

ПЁРСЕЛЛ

ПАЛАСИО

ПАЛЕЛЛА

ПАЛЕЧЕК

ПАЛИЦЫН

ПАЛОТАШ

ПАЛЬШАУ

ПАНДЕРО

ПАНДУРА

ПАНДУРИ

ПАНЕНКА

ПАНЕРАИ

ПАННАИН

Музыкальный словарь ver16