Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ОСТИНАТО (итал. ostinato, от лат. obstinatus - упорный, упрямый) - многократное повторение в муз. произв. какого-либо мелодич. или только ритмич., порой и гармонич. оборота. Сочетается со свободным развитием в остальных голосах, выполняет важную формообразующую роль. Хотя термин «О.» вошёл в муз. практику лишь в нач. 18 в., образцы применения О. встречались значительно раньше - начиная с 13 в. (О. в теноре, напр. в известном англ. «Летнем каноне»), особенно в полифонич. вок. музыке 15-16 вв. (напр., разл. рода повторения cantus firmus в мотетах и мессах композиторов нидерл. школы). С 16 в. особое значение приобрело применение О. в басу (см. Basso ostinato). В 19-20 вв. роль О. в зап.-европ. музыке ещё более возрастает, что определяется осознанием выразит. возможностей этого приёма (передача особо устойчивых, «прочных» состояний: нагнетание напряжения) и в известной мере связано с влиянием внеевроп. (особенно афр.) муз. культур. |
|
Музыкальный словарь ver16