на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПАЛЕЧЕК (Palecek) Йосеф (Осип Осипович, Иосиф Иосифович) [6 (18) IX 1842, Естржаби-Лота, близ г. Колин, Чехия - 11(24) II 1915, Петроград] - чеш. и русский певец (бас), педагог, режиссёр. По национальности чех. Обучался в Пражской органной школе, брал уроки пения в Праге у проф. Ф. Пиводы, участвовал в хоре чеш. оперной труппы Временного театра. В 1864 дебютировал в Пражской чеш. опере (Зорастро в «Волшебной флейте»), став вскоре одним из ведущих солистов труппы, соратником Б. Сметаны в создании нац. оперы. Среди партий - Кецал («Проданная невеста»), Мефистофель; Кардинал («Дочь кардинала» Галеви), Фигаро («Свадьба Фигаро»), Фальстаф («Виндзорские проказницы» Николаи); с особым успехом выступал в пражских премьерах опер М. И. Глинки, прошедших под рук. М. А. Балакирева [партии - Иван Сусанин (1866) и Фарлаф (1867)]. В 1869 гастролировал в России, пел в оперных спектаклях, выступал в концертах с певицей Г. Роубаловой и скрипачом Ф. Лаубом. По совету Балакирева дебютировал в 1870 на сцене Мариинского театра в партии Мефистофеля, был принят в состав труппы и поселился в России. Обладал яркими вок. данными, тонким чувством стиля. В числе партий - Гудал, Калашников («Демон», «Купец Калашников» Рубинштейна), Генрих Птицелов, Вальтер («Лоэнгрин», «Тангейзер»), Амонасро; Сен-Бри, Бертрам («Гугеноты», «Роберт-Дьявол»), Лепорелло; Каспар («Вольный стрелок»), Бенно («Фра-Дьяволо»). На протяжении ряда лет регулярно гастролировал (в летние месяцы) в Одесском оперном театре. Оставив сцену в 1882, П. работал репетитором вокалистов и руководителем хора Мариинского театра; позже был режиссёром, ближайшим сотрудником Э. Ф. Направника. Осуществил первые пост. опер: «Иоланта» (1892); «Млада» (1892) и «Сервилия» (1902) Римского-Корсакова, «Орестея» Танеева (1895), «Капитанская дочка» Кюи (1911), возобновил пост. опер «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Ночь перед Рождеством» и др. Ставил также оперные спектакли в Большом зале Петерб. консерватории, Эрмитажном театре, Муз.-драм. кружке. П. внёс значит. вклад в разработку принципов реалистич. оперной режиссуры, обращая особое внимание на решение массовых сцен и мизансцен. С 1888 преподавал в Петерб. консерватории сценич. подготовку (зав. оперным классом), с 1912 профессор. Автор оперных либретто, в т.ч. «Франчески да Римини» Направника (совм. с Е. П. Пономарёвым).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПА..

ОЖРАГИС

ОЗОЛИНЬ

ОЙСТРАХ

ОКАЁМОВ

ОКАРИНА

ОНЕГГЕР

ОРАНСАЙ

ОРБЕЛЯН

ОРГАНУМ

ОРКЕСТР

ОРМАНДИ

ОРФЁНОВ

ОСМАНОВ

ОСТРЧИЛ

ОТТЕРЛО

ОТЫГРЫШ

ПЁРСЕЛЛ

ПАЛАСИО

ПАЛЕЛЛА

ПАЛИЦЫН

ПАЛОТАШ

ПАЛЬШАУ

ПАНДЕРО

ПАНДУРА

ПАНДУРИ

ПАНЕНКА

ПАНЕРАИ

ПАННАИН

ПАНОФКА

ПАРОДИЯ

ПАРТИТА

ПАССИОН

ПАТАРАГ

ПАТЕФОН

ПАХИМЕР

ПАЩЕНКО

ПЕДРЕЛЬ

ПЕКЕЛИС

ПЕЛИШЕК

Музыкальный словарь ver16