на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПАРТИЯ (от лат. pars, род. падеж partis - часть, partio - делю; итал. parte, франц. partie, нем. Stimme, англ. part). 1) В многоголосной вокальной, вокально-инструментальной, ансамблевой и оркестровой музыке одно из слагаемых фактуры муз. произведения, предназначенное для исполнения отдельным голосом или на отдельном муз. инструменте. В прошлом, до появления партитуры совр. типа (начало 16 в.), музыка многоголосных произв. записывалась в виде партий. Отдельно записанные П. многогол. вок. произведений в Англии назывались part books, в странах нем. языка - Stimmbücher. Так нотировались гл. обр. светские вок. произведения; духовные сочинения нотировались преимущественно в виде «хоровых книг» (итал. libro de coro, франц. livre de choeur, англ. choir-book, нем. Chorbuch), в которых на развороте тетради записывались все партии данного сочинения, но совпадающие по звучанию такты отдельных голосов не располагались один под другим, как в совр. партитуре. По одной такой «хоровой книге» пели исполнители всех или нескольких П. В оперной музыке вок. партии солистов обозначаются не только по типу голоса, для которого они предназначены (партия сопрано, партия баса и т.п.), но и по имени героя оперы (напр., партия Германа в опере «Пиковая дама», партия Кармен в одноим. опере и т.д.). Наиболее значительные совр. ансамблевые, оркестровые и крупные вок.-инстр. сочинения издаются как в виде партитуры, так и в виде партий; в др. случаях партии выписываются из партитуры переписчиком. В оркестре по одной П. играют 2 исполнителя на струн. инструментах. 2) В многогол. полифонич. музыке - то же, что голос (1). 3) Распространённое в Германии 17 в. название партиты (нем. Parthie, Partie). 4) Colla parte (кулла пбрте, итал.- вместе с партией) - обозначение для музыканта, исполняющего партию сопровождения. Указывает на то, что при аккомпанементе он должен сообразовываться с трактовкой данного раздела, рассчитанного на свободную по ритму интерпретацию, солистом. 5) Раздел экспозиции и репризы сонатной формы. В них обычно представлены главная партия, связующая партия, побочная партия, нередко и заключительная партия.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПА..

ОНСЛОВ

ОРЕХОВ

ОРЛОВА

ОРОЗОВ

ОРТЕГА

ОРФЕЕВ

ОРФЕОН

ОСИПОВ

ОСОКИН

ОСТЕРЦ

ОТЕСКУ

ОЧЕНАШ

ОЯКЯЭР

ПАВАНА

ПАВЛОВ

ПАКУЛЬ

ПАНИНА

ПАПАЯН

ПАРКЕР

ПАРТОШ

ПАСПЬЕ

ПАССАЖ

ПАЧИНИ

ПЕДАЛЬ

ПЕЙПЕР

ПЕККЕР

ПЕРИОД

ПЕРМАН

ПЕРОЗИ

ПЕТЕРС

ПЕТИПА

ПЕТКОВ

ПЕТРОВ

ПИАТТИ

ПИГРОВ

ПИКСИС

ПИЛАРЖ

ПИНКЕМ

ПИПКОВ

Музыкальный словарь ver16