на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПАСТИЧЧО (итал. pasticcio, букв. - паштет; в переносном смысле - смесь, мешанина) - опера, состоящая из арий, дуэтов и др. частей, заимствованных из разл. опер нескольких или (реже) одного композитора. Создатели П. стремились в угоду слушателю объединить в одном произв. целый ряд наиболее популярных оперных номеров. Для подобных П. создавались новые либретто; т. о., каждый из номеров звучал с новым текстом. Пример П. с музыкой разл. композиторов - опера «Томирис, королева Скифии», составленная Дж. Пепушем из опер А. Скарлатти, Дж. Бонончини, А. Стеффани, Ф. Гаспарини и Т. Альбинони (речитативы самого Пепуша, либретто П. А. Мотто, Лондон, 1707). Пример П. из опер одного композитора - опера «Айвенго», составленная А. Паччини из опер Дж. Россини «Семирамида», «Моисей», «Танкред» и «Сорока-воровка» (Париж, 1826). Нередко П. называют и сочинения, прежде всего оперные, над созданием которых с самого начала работало несколько композиторов (обычно каждый из них писал по одному акту). В их числе - опера «Муций Сцевола» Ф. Маттеи, Дж. Бонончини и Г. Ф. Генделя (Лондон, 1721), опера «Маркиза де Бреивилье», музыку которой написали Ф. Обер, Д. А. Баттон, А. Бертон, Ф. Бланжини, A. Буальдьё, М. Карафа, Л. Керубини, Ф. Герольд и Ф. Паэр (Париж, 1831). Порой подобным образом создавались и произв. др. жанров. Напр., музыка духовной оратории «Долг первой заповеди» («Die Schuldigkeit des ersten Gebots», Зальцбург, 1766/67) была написана А. К. Адльгассером, M. Гайдном и В. А. Моцартом. В 19-20 вв. встречаются и случаи коллективного создания балетов («Новобрачные Эйфелевой башни»-»Les maries de la Tour Eiffel» с музыкой «Шестёрки», Париж, 1921), инстр. произведений (шуточная соната для скрипки и фп., написанная для Й. Иоахима Р. Шуманом, И. Брамсом и А. Дитрихом, 1853). Особые примыкающие к П. произв. составляют циклы вариаций ряда композиторов, каждому из которых принадлежит по одной вариации, напр. изданные в 1824 вариации для фп. на вальс Диабелли, в создании которых приняли участие Ф. Шуберт, Ф. Лист, И. Н. Гуммель, Ф. Калькбреннер, И. Мошелес, Й. Черни, Я. В. Воржишек, В. Томашек и др. композиторы (Бетховен написал на ту же тему целый цикл вариаций), или «Парафразы на неизменную тему» («тати-тати») для фп. в 3 руки Бородина, Римского-Корсакова и Кюи (1878), струн. квартет В-La-F Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова и Лядова, вариации на рус. нар. тему для струнного квартета Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова, Блуменфельда и др. (1899), сб. пьес для струн. квартета членов Беляевского кружка - «Пятницы» (1899).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПА..

ОПЕРЕТТА

ОРАНСКИЙ

ОРАТОРИЯ

ОРФЕРИОН

ОСТИНАТО

ОСТРЕЦОВ

ОФИКЛЕИД

ОФФЕНБАХ

ОХАНЕСЯН

ПАВЕРМАН

ПАВЛИШИН

ПАГАНИНИ

ПАДОВАНО

ПАЛАНТАЙ

ПАЛМГРЕН

ПАНИЦКИЙ

ПАНТЮКОВ

ПАНЧЕНКО

ПАРФЁНОВ

ПАСТУХОВ

ПАСХАЛОВ

ПАСЫНКОВ

ПАТТИЕРА

ПАЧКОРИЯ

ПАШКЕВИЧ

ПЕНШЕРЛЬ

ПЕРАЛЬТА

ПЕРСИАНИ

ПЕТРАССИ

ПЕТРЕНКО

ПЕТРИДИС

ПЕТРОВИЧ

ПЕТРОСЯН

ПЕТРУЧЧИ

ПЕЧНИКОВ

ПИКАЙЗЕН

ПИНКИЛЬО

ПИРОГОВЫ

ПИТЕРСОН

Музыкальный словарь ver16