на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский). 1) Опера, пантомима или балет (а также их отдельные сцены), сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни, природы. П. зародилась под влиянием античной поэзии («Эклоги» и «Буколики» Вергилия, Петрарки, Боккаччо, «Аминта» Тассо). Пользовалась популярностью в 17-18 вв., особенно при итал. и франц. дворах. В либретто ранних итал. пасторальных опер наряду с пастухами и нимфами вводились герои античной мифологии. Нек-рые пасторальные сюжеты стали особенно излюбленными и воплощались в виде опер на протяжении нескольких столетий, в особенности мифы о Дафне (от оперы Пери и Каччини, 1598, до оперы Р. Штрауса, 1938), об Эвридике. В числе авторов пасторальных опер - К. В. Глюк, В. А. Моцарт («Бастьен и Бастьенна», 1768, и др.), Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ж. Ж. Руссо («Деревенский колдун», 1752) и др. 2) Вок. или инстр. произведение (пьеса) пасторального характера, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Вок. П. простираются от мадригала до сольной песни с сопровождением фп. Многие вок. и вок.-инстр. П. прошлого связаны с изображением Христа как «доброго пастыря» (в кантате Баха «Ты, пастух Израиля» - Du Hirte Israel, в оратории «Мессия» Генделя). Пасторальный характер носят мн. светлые лирические, идиллич. эпизоды опер, кантат и ораторий 17-18 вв. П. «Искренность пастушки» включена П. И. Чайковским в 3-ю картину его оперы «Пиковая дама». Сольные вок. П. с сопровождением фп. имеются у Й. Гайдна, B. А. Моцарта, Ф. Шуберта, X. Вольфа и др. Инстр. П. нередко ведут своё происхождение от рождественского музицирования римских пифферарий, осуществлявшегося в память о вифлеемских пастухах из христ. легенды; в др. случаях они передают представление о галантной пастушеской жизни. С течением времени сложились характерные черты инстр. П.- плавное, спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки (бурдон) в басу сопровождения, воспроизводящие звучание нар. волынки, ритм сицилианы (размер 6/8, 12/8). Инстр. П. создавались как части concerto grosso (А. Корелли и др.) и как самостоятельные произв. для скрипки, фп., органа (Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж. Фрескобальди, И. С. Бах и др.). Симф. П. порой представляют собой отд. части циклич. сочинения (напр., «Сцена в полях» из «Фантастической симфонии» Берлиоза), иногда - целые циклы («Времена года» Вивальди, «Пасторальная симфония» Бетховена, к-рая в лондонской книге эскизов обозначена как «Характерная симфония, или Воспоминание о сельской жизни», и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПА..

ОПЕНЬСКИЙ

ОРЕШКЕВИЧ

ОРЛАНСКИЙ

ОРХЕСТИКА

ОССОВСКИЙ

ОХОТНИКОВ

ПАВАРОТТИ

ПАЗОВСКИЙ

ПАИЗИЕЛЛО

ПАКАЛЬНИС

ПАЛЕНИЧЕК

ПАЛЬЧИКОВ

ПАНОВСКИЙ

ПАНТАЛЕОН

ПАНТОМИМА

ПАПРОЦКИЙ

ПАРАФРАЗА

ПАРРЕННЕН

ПАРТИТУРА

ПАСТУРЕЛЬ

ПАСХАЛОВА

ПАТЛАЕНКО

ПАХМУТОВА

ПАХОМЕНКО

ПЕКАРСКИЙ

ПЕНТАХОРД

ПЕРГАМЕНТ

ПЕРГОЛЕЗИ

ПЕРЕЛЬМАН

ПЕРЕЧЕНЬЕ

ПЕРСИНГЕР

ПЕТРОСЯНЦ

ПИЗЕНДЕЛЬ

ПИСАРЕНКО

ПИТТАЛУГА

ПИФФЕРАРО

ПЛАТОНОВА

ПЛЕВИЦКАЯ

ПЛОТНИКОВ

Музыкальный словарь ver16