Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПАТАРАГ - название муз. сопровождения христ. богослужения в арм. церкви (литургии, обедни). Лит. основа П. (первоначально перевод с греч. яз.) представляет собой арм. редакцию вост.-христ. литургии с рядом оригинальных вставок. В древности в музыке П. преобладали речитатив и псалмодия. Со временем развиваются более распевные формы хорового (силлабического, кантиленного) и сольного (протяжного, мелизматического) пения. В 12 в. выразит. средства П. обновил и поднял на новый художеств. уровень Нерсес Шнорали Сладкопевец. В 19 в. созданы многочисл. П. для хора с использованием традиционного мелодич. материала. Среди них выделяются: П. гомофонно-гармонич. склада М. Г. Екмаляна, создавшего величественную и благозвучную лирико-эпич. музыку, и полифонич. по фактуре П. композитора Комитаса - произв. кантатно-ораториального типа с элементами концертности, с лирич. и драматич. эпизодами. Лит. на арм. яз.: Тагмизян Н., Макар Екмалян. Жизнь, творческий облик, наследие, «Эчмиадзин», 1958, No 2-5; его же, В народном духе. «Патараг» Комитаса, «Советакан арвест», 1969, No 10; его же, Нерсес Шнорали - композитор и музыкант, Ер., 1973. Н. Тагмизян. |