на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПАХЕЛЬБЕЛЬ (Pachelbel) Иоганн (крещён 1 IX 1653, Нюрнберг - 3 III 1706, там же)- немецкий композитор и органист. В детстве обучался игре на органе под рук. Г. Швеммера. В 1669 посещал лекции в университете г. Альтдорф, в 1670 был семинаристом протестантской гимназии Регенсбурга. Одноврем. изучал церк. музыку под рук. Ф. И. Зойлина и К. Пренца. В 1673 переехал в Вену, где стал органистом собора св. Стефана и, возможно, помощником композитора и органиста И. К. Керля. Тогда же начал сочинять музыку. В 1677 приглашён придв. органистом в Эйзенах (работал в церкви и придв. капелле), где дружба с Амброзиусом Бахом положила начало связям П. с семейством Бахов, в частности со старшим братом И. С. Баха - Иоганном Кристофом, который учился у П. С 1678 П. был органистом в Эрфурте, где создал большое количество произв. В 1690 придв. музыкант и органист в Штутгарте у герцогини Вюртембергской, с 1692 - органист в Готе, откуда в 1693 ездил в Ордруф опробовать новый орган. В 1695 П. стал органистом в Нюрнберге. Среди учеников П. - А. Н. Феттер, И. Г. Бутштетт, Г. X. Штёрль, М. Цейдлер, А. Армсдорф, И. К. Граф, Г. Кирхгоф, Г. Ф. Кауфман, И. Г. Вальтер. Творчество П. связано с его исполнительством, хотя он писал также вок. произв. (мотеты, кантаты, мессы, арии, песни и др.). Основное значение получили соч. П. для органа и клавира. Композитор явился одним из прямых предшественников И. С. Баха в жанрах органной музыки. Форма его произв. чётко продумана, компактна, стройна и лаконична. Полифонич. письмо П. сочетает большую ясность и простоту гармонич. основы. Его фуги отличаются тематич. характерностью, но ещё неразвиты и по существу состоят из цепи экспозиций. Импровизационные жанры (токкаты) характеризуются значит. цельностью и единством. Клавирные сюиты П. (всего их 17) следуют традиционной схеме цикла (аллеманда - куранта-сарабанда-жига), иногда с добавлением нового танца или арии. В сюитных циклах П. при разработке всех голосов явно выявились черты песенности, мелодизации с опорой на гармонию. И. С. Бах пристально изучал инстр. (преим. органные) сочинения П., и они стали одним из истоков формирования его собств. муз. стиля. Органные соч. П. изданы в сб. «Denkmäler der Tonkunst in Цsterreich», VIII, 2 (W., 1901), «Denkmäler der Tonkunst in Bayern», IV, 1 (Lpz., 1903), клавирные - в сб. «Denkmäler der Tonkunst in Bayern» II, 1 (Lpz., 1901), вок. соч. в изд. «Das Vokalwerk Pachelbels», hrsg. v. H. H. Eggebrechtassel, [1954]).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПА..

НЮРНБЕРГЕР

ОВЧИННИКОВ

ОЛЫМ-ШУВЫР

ОРКЕСТРИОН

ОСМОГЛАСИЕ

ОСТРОВСКИЙ

ОТКЛОНЕНИЕ

ОФФЕРТОРИЙ

ПАВЛОВСКАЯ

ПАВЧИНСКИЙ

ПАКЬЯРОТТИ

ПАЛЕСТРИНА

ПАЛИАШВИЛИ

ПАРАКАПЗУК

ПАРСАДАНЯН

ПАСЕРБСКИЙ

ПАССАКАЛЬЯ

ПАССАМЕЦЦО

ПАУЛАУСКАС

ПАХУЛЬСКИЙ

ПАЦЁРКЕВИЧ

ПЕРКОВСКИЙ

ПЕРСИКЕТТИ

ПЕРСИМФАНС

ПЕТРАУСКАС

ПЕТРИНЕНКО

ПЕТРОВСКИЙ

ПЕТРУСЕНКО

ПЕЧКОВСКИЙ

ПОДГОЛОСОК

ПОДКОВЫРОВ

ПОДЭЛЬСКИЙ

ПОКРОВСКИЙ

ПОЛИАККОРД

ПОЛИВАНОВА

ПОЛИМЕТРИЯ

ПОЛИНЬСКИЙ

ПОЛИРИТМИЯ

ПОЛОВИНКИН

Музыкальный словарь ver16