на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПАЩЕНКО Андрей Филиппович [3 (15) VIII 1883, Ростов-на-Дону - 16 XI 1972, Москва] - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1957). В 1917 окончил Петрогр. консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга. В 1911-17 зав. муз. б-кой Придв. оркестра, в 1917-21 зав. муз. б-кой Гос. оркестра, в 1921-31 зав. муз. б-кой Ленингр. филармонии. С 1961 жил в Москве. В творчестве П. опирался на традиции муз. классики 19 в. Автор многочисл. произв. разных жанров, в т. ч. крупных симфонических; один из первых русский композиторов, создавших оперы на историко-революц. и сов. тематику. Его «Орлиный бунт» («Пугачёвщина», 1925) сыграл видную роль в становлении сов. оперы. В опере П. «Чёрный Яр» (1931), посв. Гражд. войне, впервые на оперной сцене воплощён образ В. И. Чапаева; опера «Помпадуры» (по М. Б. Салтыкову-Щедрину, 1939, Ленингр. Малый оперный театр) - одна из первых сов. комич. опер. Лучшие произв. композитора отличают волевая напряжённость, широкий эпич. размах, опора на речевые интонации.
Соч.: оперы (12), в т. ч. Орлиный бунт (Пугачёвщина, 1925, Ленингр. театр оперы и балета), Царь Максимилиан (по мотивам рус. нар. драмы, 1929, Гос. академич. капелла), Чёрный Яр (пост. 1931, Ленингр. театр оперы и балета), Помпадуры (по произв. «Помпадуры и помпадурши» и «История одного города» Салтыкова-Щедрина, 1936, пост. 1939, Ленингр. Малый оперный театр), Свадьба Кречинского (по А. В. Сухово-Кобылину, 1945, пост. 1949, Ленингр. Малый оперный театр), Краснодонцы (Молодая гвардия, по A.A. Фадееву, 1946-47), Капризная невеста (по пьесе «Свадьба с приданым» Дьяконова, 1967), Портрет (по Н. В. Гоголю, 1968); для солистов, хора и орк. - оратории Освобождённый Прометей (1934) и Ленин (1960), кантаты Гармонь (1931), Голос мира (1952), Траурно-торжественная ода (реквием, сл. композитора, 1942), Скифы (поэма, сл. А. А. Блока, 1958.) и др.; для орк. - симфонии (1916; 2-я - Гимн солнцу, сл. К. Д. Бальмонта, 1921-22; 3-я - Героическая, 1924, 2-я ред. 1960; 4-я - Молодёжная, 1927, 2-я ред. 1956; 1952; 1954; 7-я - Драматическая, 1955, 2-я ред. 1964; 1956; 9-я - Симфония-поэма, 1956; 1962-63; 11-я - Оптимистическая, 1964; 12-я - Героико-триумфальная, с хором, сл. Вс. А. Рождественского и слова, высеченные на могиле жертв Oкт. революции 1917 на Марсовом поле в Ленинграде, 1966; 13-я - Российские колокола, по поэме «Колокола России» П. Неруды, 1968-69; 14-я - Пионерская, 1969; 15-я - Жизнь художника, 1969-70; 1972); 8 симф. поэм, 5 симф. картин, 5 увертюр; для струн. орк. - 4 симфониетты (1943, 1945, 1958, 1964), Сюита в классическом стиле (1915-27), Ноктюрн (1914), Украинская рапсодия (1937), Лунная серенада (1959) и др.; концерты с орк. - для скр. (1944), для влч. (1964); произв. для орк. нар. инструментов; камерно-инстр. ансамбли - 9 квартетов (1915, 1921, 1967, 5 в 1968, 1971); романсы, хоры, песни; обр. рус. нар. песен для хора a cappella; музыка к спектаклям драм. театра и фильмам.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПА..

ПАЛАСИО

ПАЛЕЛЛА

ПАЛЕЧЕК

ПАЛИЦЫН

ПАЛОТАШ

ПАЛЬШАУ

ПАНДЕРО

ПАНДУРА

ПАНДУРИ

ПАНЕНКА

ПАНЕРАИ

ПАННАИН

ПАНОФКА

ПАРОДИЯ

ПАРТИТА

ПАССИОН

ПАТАРАГ

ПАТЕФОН

ПАХИМЕР

ПЕДРЕЛЬ

ПЕКЕЛИС

ПЕЛИШЕК

ПЕНКЕЛЬ

ПЕППИНГ

ПЕРОТИН

ПЕРТИЛЕ

ПЕРХУЛИ

ПЕТРОВА

ПЕТУХОВ

ПИАНИЗМ

ПИАНИНО

ПИАНОЛА

ПИАСТРО

ПИККЕЛЬ

ПИККОЛО

ПИРАДОВ

ПИРУМОВ

ПИФАГОР

ПИФФЕРО

Музыкальный словарь ver16