на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПЕДРЕЛЬ (Pedrell) Фелипе (19 II 1841, Тортоса - 19 VIII 1922, Барселона) - испанский композитор и музыковед, фольклорист и муз.-обществ. деятель. Чл. Корол. академии изящных искусств (1894). Ведущий деятель Ренасимьeнто. Муз. образование получил под рук. X. А. Нина-и-Серра, будучи певчим в Тортосском соборе. Писал музыку с 15 лет; как муз. критик выступал с 1867. В 1873-74 - 2-й дирижёр опереточной труппы в Барселоне, где работал и позднее (1882-94 и 1904-22). Основал издательство для публикации совр. духовной музыки и еженедельный журн. «Notas musicales у literarias» (оба существовали лишь в течение 1 года). В 1888-96 редактор осн. им издания «Ilustra-cion musical Hispano-Americana». В 1895-1903 преподавал в Мадридской консерватории, читал лекции в зале «Атенео». Среди учеников - И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья. С 1904 руководил издательством «А. Вйдаль-и-Лимон». В историю музыки вошёл как организатор и идейный руководитель движения за возрождение нац. муз: культуры, программу которого изложил в манифесте «За нашу музыку» («Рог nuestra musica» - предисловие к оперной трилогии «Пиренеи», 1891, не завершена). Развивая идеи испанский музыковеда 18 в. А. Эксимено, считавшего нар. песню основой муз. художеств. системы каждого народа, П. видел путь возрождения испан. музыки в гармонич. сочетании опоры муз. фольклора с развитием нац. художественных традиций 16-18 вв. Важное значение имели его публикации соч. А. Кабесона, Т. Л. де Виктории, К. Моралеса в сб. «Испанская школа духовной музыки» («Hispaniae schola musicae sacrae», t. 1-8, 1894-96) и «Антологии классических испанских органистов» («Antologia de organistes clasicos espanoles», t. 1-2, 1908), полн. собр. соч. Т. Л. де Виктории (т. 1-8, 1902-12). Гармонизации мелодий в составленном П. сб. нар. испан. песен 13-18 вв. («Cancionero musical popular espanol», t. 1-4, 1918-22) отличаются глубиной проникновения в сущность нац. муз. фольклора. Он стремился с помощью освоения наследия испан. классиков 16 в. и использования нар. мелодий как основы муз. творчества поднять проф. нац. музыку до уровня передовых европ. композиторских школ, среди которых особенно высоко ценил русскую (считал её образцом для подражания в отношении творч. использования муз. фольклора и выражения нац. характера). В противоположность представителям т. н. регионализма, ограничивавшимся простым цитированием нар. мелодий и не владевшим совр. технич. приёмами письма, П. призывал к глубинному освоению скрытого в нар. мелосе гармонич. и ладового своеобразия. Решение этой задачи он связывал с овладением совр. средствами выразительности, внедрением достижений новейших школ разл. стран. Впервые с творчеством П. рус. музыкантов познакомил Ц. А. Кюи, который поместил в журн. «Артист» (1894, No 41) его «Песню о звезде» из оперы «Пиренеи» и дал высокую оценку творчеству композитора. П. опубликовал статью об испан. музыке в России (газ. «La Vanguardia», 1910) и очерк о М. И. Глинке в Гранаде (рус. пер. в сб.: М. И. Глинка, М., 1958, с. 106-108).
Соч.: оперы - Квазимодо (по В. Гюго, 1875, Барселона), Мазепа (1881, Мадрид), Клеопатра (1881, Мадрид) Тассо в Ферраре (Il Tasso a Ferrara, 1881, Мадрид), Пиренеи (Els Pireneus, 1902, театр Лицей, Барселона; 3 драмы с прологом), Маргинала (1905, Барселона; переработана из кантаты); сарсуэлы - Люк-Лак (Lluch-Llach), Он и она (Elis y elles), Истина и ложь (La vertitad у la mentida), Стража (La guardiola); для солистов, хора и opк. - месса, реквием, Stabat Mater; камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1878), струн. квинтет Гальярда (1879); соч. для фп.; песня в т. ч. циклы Ночи Испании (Noches de Espana, 1871), Весна (La primavera, 12 песен, 1880), Андалусийские ветры (Aires andaluces, 1889), Запахи земли (Aires de la tierra, 1889). Лит. соч.: Gramatica musical, Barcelona, 1872; Los musicos espanoles antiguos y modernos en sus libros, Barcelona, 1881; Diccionario tecnico de la musica, Barcelona, 1894; Diccionario biografico y bibliografico de musicos y escritores de musica espanoles, Portugueses y hispano-americanos antiguos y modernos, Barcelona, 1894-97; Teatro lirico Espafiol anterior al siglo XIX, T. 1-5, La Corufla, 1897-98; Practices preparatories de instrumentacion, Barcelona, 1902; Documents pour servir а l'histoire des origines du Theatre musical, P., 1908; La canco popular catalana, Barcelona, 1906; Musicalerias, Valencia, 1906; Barcelona Gatalech de la Biblioteca musical de la Disputacio de Barcelona, v. 1-2, Barcelona, 1908-09; Musicos contemporaneos y de otros tiempos, P., 1910; Jornadas de arte, P., 1911; Orientaciones, P., 1911; P. A. Eximeno, Madrid, 1920.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПЕ..

ПАЛЕЛЛА

ПАЛЕЧЕК

ПАЛИЦЫН

ПАЛОТАШ

ПАЛЬШАУ

ПАНДЕРО

ПАНДУРА

ПАНДУРИ

ПАНЕНКА

ПАНЕРАИ

ПАННАИН

ПАНОФКА

ПАРОДИЯ

ПАРТИТА

ПАССИОН

ПАТАРАГ

ПАТЕФОН

ПАХИМЕР

ПАЩЕНКО

ПЕКЕЛИС

ПЕЛИШЕК

ПЕНКЕЛЬ

ПЕППИНГ

ПЕРОТИН

ПЕРТИЛЕ

ПЕРХУЛИ

ПЕТРОВА

ПЕТУХОВ

ПИАНИЗМ

ПИАНИНО

ПИАНОЛА

ПИАСТРО

ПИККЕЛЬ

ПИККОЛО

ПИРАДОВ

ПИРУМОВ

ПИФАГОР

ПИФФЕРО

ПЛАНКЕТ

Музыкальный словарь ver16