на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПЕЙКО Николай Иванович [р. 12(25) III 1916, Москва] - советский композитор, педагог. Засл. деят. искусств РСФСР (1964). В 1940 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. В 1942-59 преподаватель (с 1958 профессор) Моск. консерватории, с 1954 - Муз.-пед. института им. Гнесиных. Чл. ред. коллегии академич. издания Полн. собр. соч. Н. А. Римского-Корсакова. С 1940 выступает как пианист, с 1946 как дирижёр с исп. своих произв. Автор статей по вопросам муз. искусства. Осн. место в творчестве П. занимают крупные симф. сочинения, камерно-инстр. и вок. музыка. Продолжатель нац. традиций, П. опирается в своём творчестве прежде всего на достижения рус. дореволюц. и сов. муз. классики. Ряд его произв. навеян событиями Великой Отечеств. войны 1941-1945 (1-я симфония, Гос. пр. СССР, 1947; 5-я симфония), Великой Oкт. социалистич. революции (4-я симфония, средняя часть которой связана с поэмой А. А. Блока «Двенадцать»), некоторые написаны на историч. сюжеты (балет «Жанна д'Арк»). П. часто использует старинную и совр. рус. песню, а также песни народов СССР (якут., молд., тат., башк.) и зарубежные (франц., фин. и др.). Среди произв. на нар. темы - «Молдавская сюита» (Гос. пр. СССР, 1951).
Соч.: опера Айхылу (совм. с M. M. Валеевым, 1943, Уфа; 2-я ред., без соавтора, 1953, там же); балеты - Весенние ветры (совм. с 3. В.Хабибулиным, по роману К. Наджими, 1950), Жанна д'Арк (1957, Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Берёзовая роща (1964); для солистов, хора и орк. - кантата Строители грядущего (сл. Н. А. Заболоцкого, 1952), оратория Ночь царя Ивана (по А. К. Толстому, 1967); для орк. - симфонии (1946; 1946- 1960; 1957; 1965; 1969; 1972; концерт-симфония, 1974), сюиты Из якутских легенд (1940; 2-я ред. 1957), Из русской старины (1948; 2-я ред. 1963), Молдавская сюита (1950), симфониетта (1940), вариации (1947), 7 пьес на темы народов СССР (1951), Симфоническая баллада (1959), увертюра К миру (1961), Каприччио (для малого симф. орк., 1960); для фп. с орк.-концерт (1954); для скр. с орк. - Концертная фантазия на финские темы (1953), 2-я концертная фантазия (1964); камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (1963, 1965, 1976), фп. квинтет (1961), децимет (1971); для фп. - 2 сонаты (1950, 1975), 3 сонатины (1942, 1943, 1957), вариации (1957) и др.; для голоса с фп. - вок. циклы Сердце воина (сл. сов. поэтов, 1943), Звуки ночи Гарлема (сл. поэтов США, 1946-1965), 3 муз. картинки (сл. С. А. Есенина, 1960), Лирический цикл (сл. Г. Аполлинера, 1961), 8 вок. поэм и триптих Осенние пейзажи на стихи H.A. Заболоцкого (1970, 1976), романсы на сл. А. А. Блока (1944-65), Бо-Цзюй-и (1952) и др.; музыка к спектаклям драм. театра, кинофильмам и радиопостановкам. Лит. соч.: О музыке якутов «СМ», 1940, No 2 (совм. с И. Штейманом); 27-я симфония Н. Я. Мясковского, в кн.: Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания, т. 1, М., 1959; Воспоминания об учителе, там же; Г. Берлиоз - Р. Штраус - С. Горчаков. О русском издании «Трактата» Берлиоза, «СМ», 1974, No 1; Две инструментальные миниатюры. (Композиционный анализ пьес О. Мессиана и В. Лютославского), в сб.: Музыка и современность, вып. 9, М., 1975.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПЕ..

ОРГАН

ОРЕЛЬ

ОРЛОВ

ОРТИС

ОСТИН

ОХМАН

ПАБСТ

ПАДЛУ

ПАЛЛИ

ПАЛЬМ

ПАРИЖ

ПАРЛО

ПАРРА

ПАСТА

ПАТЕТ

ПАТТИ

ПАУЗА

ПАУЛС

ПАУЭР

ПЕКИН

ПЕЛОГ

ПЕНИЕ

ПЕПЕН

ПЕПУШ

ПЕРЕС

ПЕРЛЯ

ПЕРМЬ

ПЕРРО

ПЕСНЯ

ПЕТРИ

ПИКОК

ПИНЦА

ПИРРО

ПИЩИК

ПЛИЕВ

ПОЛЕХ

ПОНСЕ

ПОПОВ

ПОССЕ

Музыкальный словарь ver16