на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПЕКЕЛИС Михаил Самойлович [р. 29 VII (10 VIII) 1899, Киев] - советский музыковед. Окончил в 1922 Киевскую консерваторию по классам фп. (у Г. Н. Беклемишева) и теории и истории музыки (у Б. Л. Яворского). В 1922-24 учился в Высшем лит.-художеств. институте в Москве. В 1923-27 преподавал хор. пение и теоретич. предметы в Академии Коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской, в 1926-37 - в Муз. техникуме им. Гнесиных, в 1925-43 - в Моск. консерватории (с 1930 профессор, в 1937-43 зав. кафедрой истории музыки народов СССР), позднее - в консерваториях Свердловска, Киева, Горького, а также в ГИТИСе (1944-48). В 1948-49 и с 1955 профессор Муз.-пед. института им. Гнесиных. Был науч. сотрудником Гос. академии художеств. наук (ГАХН, 1931-32), Ин-та истории искусств АН СССР (1948-49). Значит. часть его науч. работ посв. исследованию жизни и творчества А. С. Даргомыжского, а также М. П. Мусоргского. Осуществил источниковедческие разыскания для изданий их соч. и ряда историко-муз. публикаций. Им написаны главы для учебника «История русской музыки» (т. 1-2, М., 1940, также общая ред.). Под его ред., со вступ. статьёй и комментариями изданы произв. А. С. Даргомыжского: Полные собрания -романсов и песен (т. 1-2, М., 1947), вок. ансамблей и хоров (М., 1950), Соч. для симф. оркестра (М., 1967), Собр. соч. для фп. (М., 1954), «Эсмеральда» (клавироперы, М., 1961), а также «Избранные письма» Даргомыжского (вып. 1, М., 1952), «Избранные письма» Мусоргского (М., 1953) и «Литературное наследие Мусоргского» (кн. 1-2, совм. с А. А. Орловой, М., 1971-72). Ред. учебного пособия «Советская музыкальная литература» (М., 1963, 1972). При его участии изданы сб. «Музыкальное наследство», т. 1-4 (1962-76).
Соч.: Франц Шуберт, «Музыка и революция», 1928, No 10; А. Даргомыжский, М., 1932; О реализме Даргомыжского, «СМ», 1934, No 4; Рационалистические черты в жизни и творчестве Даргомыжского, там же, 1934, No 12; Романсы В. Гайгеровой, там же, 1937, No 2; Драматургия Пушкина и русская опера, там же, 1937, No 5; Даргомыжский и русская народная песня, М., 1951; «Эзопова речь» в творчестве Мусоргского, «СМ», 1956, No 7; Об автобиографии Даргомыжского, там же, 1957, No 7; А. С. Рабинович как музыкальный учёный, в кн.: А. С. Рабинович. Избранные статьи и материалы, М., 1959; Музыкально-эстетические воззрения и литературные труды M. P. Гнесина, в сб.: М. Ф. Гнесин, Статьи, воспоминания, материалы, М., 1961; А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 1-2, М., 1966-73; Два автографа, «СМ», 1969, No 9; Неизвестные музыкальные произведения А. П. Бородина и Е. С. Протопоповой-Бородиной, в кн.: Музыкальное наследство, т. 3, М., 1970; Русская певица Л. И. Кармалина, «СМ», 1972, No 11 и др. И. М. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПЕ..

ПАЛЕЧЕК

ПАЛИЦЫН

ПАЛОТАШ

ПАЛЬШАУ

ПАНДЕРО

ПАНДУРА

ПАНДУРИ

ПАНЕНКА

ПАНЕРАИ

ПАННАИН

ПАНОФКА

ПАРОДИЯ

ПАРТИТА

ПАССИОН

ПАТАРАГ

ПАТЕФОН

ПАХИМЕР

ПАЩЕНКО

ПЕДРЕЛЬ

ПЕЛИШЕК

ПЕНКЕЛЬ

ПЕППИНГ

ПЕРОТИН

ПЕРТИЛЕ

ПЕРХУЛИ

ПЕТРОВА

ПЕТУХОВ

ПИАНИЗМ

ПИАНИНО

ПИАНОЛА

ПИАСТРО

ПИККЕЛЬ

ПИККОЛО

ПИРАДОВ

ПИРУМОВ

ПИФАГОР

ПИФФЕРО

ПЛАНКЕТ

ПЛЕЙЕЛЬ

Музыкальный словарь ver16