на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПЕРГОЛЕЗИ, Перголезе (Pergolesi, Pergolese) (наст. фам.- Драги, Draghi; псевд.- по городу, где жили предки П.) Джованни Баттиста (4 I 1710, Ези, пров. Анкона - 17 III 1736, Поццуоли, близ Неаполя) - итальянский композитор. Учился в одной из консерваторий Неаполя (среди учителей - комп. Г. Греко, Ф. Дуранте, Ф. Фео). В 1731 была пост. первая опера-сериа П. «Салюстия» (т-р «Сан-Бартоломео», Неаполь). П. писал оперы-сериа, оратории, музыку к диалектальным комедиям (на неаполитанском диалекте) и комич. интермедиям, вставлявшимся между актами опер-сериа (они впоследствии исполнялись как самостоят. небольшие комич. оперы). В 1733 им создана опера-сериа «Гордый пленник» (с интермедиями «Служанка-госпожа»), в 1734 - «Адриан в Сирии» (с интермедиями «Ливьетта и Траколло»). Выдающийся представитель неаполитанской оперной школы, П. преобразил оперный стиль не столько в рамках традиц. оперы-сериа, сколько в новом жанре оперы-буффа, первым классиком которой он является. «Служанка-госпожа» - лучшая и известнейшая опера-буффа P., она открывает историю нового жанра. По своему типажу и развитию комедийного сюжета этот жанр первоначально был близок итал. комедии дель арте и в большой мере противостоял условным историко-легендарным сюжетам и героям оперы-сериа. Новым был муз. стиль оперы-буффа у П. Он отказался от виртуозного пения, «концертности» традиц. неаполитанской оперы и создал оживлённые, действенные, жанрово-характерные буффонные арии и ансамбли с чертами бытовой песенности. «Служанка-госпожа» послужила образцом нового, более жизненного и демократич. оперного искусства и за пределами Италии: она стимулировала начало «войны буффонов» в Париже (1752). Черты нового проявились и в др. соч. П. (в трио-сонатах, в оперных увертюрах), предвосхитивших глубокий стилевой перелом в искусстве сер. 18 в. Среди многочисл. духовных произв. П. выделяется Stabat mater (для сопрано, альта, струн. квартета и органа, 1735). Благодаря лирич. проникновенности, гармонич. ясности, даже интимности общего склада (камерный состав исполнителей) это произв. получило мировое признание. Творч. личность П. отличается не только редкой яркостью, но и удивительной цельностью: за короткую творческую жизнь он наметил новые пути для всех жанров, к которым обращался. И. Ф. Стравинский написал на муз. темы П. балет (с пением) «Пульчинелла» (1919, пост. 1920).
Соч.: оперы - св. 10 опер-сериа, в т. ч. Гордый пленник (Il prigionier superbo, с интермедиями Служанка-госпожа, La serva padrona, 1733, театр «Сан-Бартоломео», Неаполь), Олимпиада (L'Ollmpiade, 1735, «Театр Тординона», Рим), оперы-буффа, в т. ч. Влюблённый монах (Lo frate' imamorato, 1732, театр «Фьорентини», Неаполь), Фламинио (1735, там же); оратории, кантаты, мессы и др. духовные соч., концерты, трио-сонаты, арии, дуэты. Собр. соч.: Recente l'edizlone dell'Opera omnia, v. 1-25 (также 2 тома без номеров), Roma, 1936-42.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПЕ..

ПАКАЛЬНИС

ПАЛЕНИЧЕК

ПАЛЬЧИКОВ

ПАНОВСКИЙ

ПАНТАЛЕОН

ПАНТОМИМА

ПАПРОЦКИЙ

ПАРАФРАЗА

ПАРРЕННЕН

ПАРТИТУРА

ПАСТОРАЛЬ

ПАСТУРЕЛЬ

ПАСХАЛОВА

ПАТЛАЕНКО

ПАХМУТОВА

ПАХОМЕНКО

ПЕКАРСКИЙ

ПЕНТАХОРД

ПЕРГАМЕНТ

ПЕРЕЛЬМАН

ПЕРЕЧЕНЬЕ

ПЕРСИНГЕР

ПЕТРОСЯНЦ

ПИЗЕНДЕЛЬ

ПИСАРЕНКО

ПИТТАЛУГА

ПИФФЕРАРО

ПЛАТОНОВА

ПЛЕВИЦКАЯ

ПЛОТНИКОВ

ПОДВАЛОВА

ПОДГОРНЫЙ

ПОДГРИФОК

ПОДСТАВКА

ПОЛИФОНИЯ

ПОМОРСКИЙ

ПОНИРИДИС

ПОНКЬЕЛЛИ

ПОПАТЕНКО

Музыкальный словарь ver16