Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПЕТИПА Мариус Иванович [11 III 1818, Марсель- 1(14) VII 1910, Гурзуф] - рус. балетмейстер. По национальности француз. В 1838-46 работал как танцовщик и балетмейстер в Бордо, Нанте, Нью-Йорке, Мадриде. В 1847 был приглашён танцовщиком в Петербург. В 1855-87 преподавал в Петерб. Театр. уч-ще. В 1858 поставил балет «Брак во времена регентства» Пуньи. С 1862 балетмейстер, в 1869-1903 гл. балетмейстер петерб. балетной труппы. Осуществлённые П. постановки многоактных балетов Ч. Пуньи («Дочь фараона», 1862; «Царь Кандавл», 1868, и др.), Л. Минкуса («Дон Кихот», 1869; «Баядерка», 1877, и др.) отличались мастерством композиции, стройностью ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий; архитектоника танца уподоблялась структурным формам музыки. Существ. роль в спектаклях П. играла форма дивертисментной сюиты. П. подготовил новый этап развития рус. балета, связанный с обращением к этому жанру П. И. Чайковского и А. К. Глазунова. Вершиной и итогом его деятельности явились постановки балетов «Спящая красавица» (1890) и «Раймонда» (1898). Среди поставленных П. одноактных балетов выделялись «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона к комедии Шекспира (1876), «Испытание Дамиса» («Служанка-госпожа») и «Времена года» Глазунова (оба 1900). П. создал свод правил академич. балетного искусства, и лучшие его балетные постановки живут на сценах мира как выдающиеся образцы хореографич. наследия 19 в.; их элементы получают дальнейшее развитие в творчестве мн. совр. балетмейстеров. Соч.: Мемуары Мариуса Петипа…, СПБ, 1906; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания, Статьи, [Л., 1971]. |
|
Музыкальный словарь ver16