на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПЕТРОСЯНЦ Ашот Иванович [р. 27 IV (10 V) 1910, г. Мары, Туркм. ССР] - узбекский инструментовед, дирижёр, педагог. Засл. деятель искусств Узб. ССР (1950). Засл. работник культуры Каракалпакской АССР (1973). Учился композиции у Б. Б. Надеждина (1937-43) в Ташкентской консерватории, к-рую окончил по классам нар. инструментов и дирижирования (1954). Руководил самодеят. оркестрами рус. нар. инструментов (1927-29), был зав. муз. частью и дирижёром Ташкентского театра рабочей молодёжи (1929-32), с орк. которого выступал, пропагандируя произв. советский композиторов, зав. муз. частью Центр. дома художеств. воспитания детей (1934-36). Преподавал и заведовал отделом нар. инструментов в Муз. уч-ще им. Хамзы (1936-49), где впервые в Узбекистане ввёл обучение по нотам, одноврем. возглавлял оркестр нар. инструментов Узб. филармонии (1938-57). С 1948 зав. кафедрой нар. инструментов (один из её организаторов) Ташкентской консерватории. В 1948-56 вёл спец. классы чанга, рубаба, дойры, ная; его ученики - первые выпускники консерватории по этим специальностям. С 1970 профессор (класс дирижирования). П.- ведущий узб. специалист по усовершенствованию и реконструкции среднеазиатских нар. инструментов; ведёт эту работу с 1935, с 1943 - в спец. Экспериментальной лаборатории, при которой создал Музей инструментов Ср. Азии и зарубежного Востока (более 800 экспонатов). Усовершенствовал традиц. типовые нар. инструменты - узбекские (дутар, танбур, гиджак, чанг; афг. и кашгарский рубабы), киргизские (комуз, кияк), туркменские и каракалпакские (дутары); сконструировал новые образцы этих инструментов. Из реконструированных и новых узб. нар. инструментов П. создал оркестр Узб. филармонии; ввёл в практику музицирования в Узбекистане стандартный строй (а1=440 гц, ОСТ-7710). Среди нововведений П. - способ установки ладов на грифе щипковых инструментов (совм. с К. Г. Оганесяном, 1969). Автор инструктивной работы «Дойра и её нотная система» (1952). П. принадлежат также школы игры на чанге (совм. с А. Адыловым, 1961), на нае (1963) и дойре (1952). Гос. пр. СССР (1951).
Соч.: Инструментоведение. Узбекский оркестр реконструированных народных инструментов, Таш., 1951; Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962 (совм. с Т. Вызго).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПЕ..

ПАНТАЛЕОН

ПАНТОМИМА

ПАПРОЦКИЙ

ПАРАФРАЗА

ПАРРЕННЕН

ПАРТИТУРА

ПАСТОРАЛЬ

ПАСТУРЕЛЬ

ПАСХАЛОВА

ПАТЛАЕНКО

ПАХМУТОВА

ПАХОМЕНКО

ПЕКАРСКИЙ

ПЕНТАХОРД

ПЕРГАМЕНТ

ПЕРГОЛЕЗИ

ПЕРЕЛЬМАН

ПЕРЕЧЕНЬЕ

ПЕРСИНГЕР

ПИЗЕНДЕЛЬ

ПИСАРЕНКО

ПИТТАЛУГА

ПИФФЕРАРО

ПЛАТОНОВА

ПЛЕВИЦКАЯ

ПЛОТНИКОВ

ПОДВАЛОВА

ПОДГОРНЫЙ

ПОДГРИФОК

ПОДСТАВКА

ПОЛИФОНИЯ

ПОМОРСКИЙ

ПОНИРИДИС

ПОНКЬЕЛЛИ

ПОПАТЕНКО

ПОТОПЧИНА

ПОХИТОНОВ

ПРАЗДНИКИ

ПРЕВИТАЛИ

Музыкальный словарь ver16