Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПОСТРОЕНИЕ - термин, которым может обозначаться любой раздел муз. формы, структурно отграниченный от соседних. Муз. форме свойственно иерархич. строение - она состоит из ряда разделов, каждый из которых также делится на разделы и подразделы. Крупные разделы имеют свои названия, зависящие от типа формы и иерархич. уровня членения. Так, в сонатной форме крупным разделом является экспозиция, в которой выделяются главная, связующая, побочная и заключительная партии. Период делится на предложения и далее - на фразы, мотивы. Такая система, однако, не обнимает всех уровней членения. Напр., нередко возникают разделы, более крупные сравнительно с фразой, но меньшие, чем предложение. Встречаются и совершенно индивидуальные формы членения и сопоставления разделов. В силу этого и введён термин «П.», нейтральный по своей функции, пригодный для любого уровня любой иерархич. системы. П. часто обозначается чисто количественной мерой - числом охваченных им тактов (двухтакт, четырёхтакт, семитакт и т.п.). Момент расчленения, грань между П. наз. цезурой. Глубина цезуры зависит от иерархич. уровня П. |