на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПРАУТ (Prout) Эбенезер (1 III 1835, Аундл, Нортхемптоншир - 5 XII 1909, Хакни, близ Лондона) - англ. муз. теоретик, педагог и композитор. В 1854 окончил философский ф-т Лондонского университета. Учился игре на фп. у Ч. Саламана. В 1859-73 служил церк. органистом, одноврем. (1861-85) преподавал игру на фп. в Школе искусств лондонского Хрустального дворца. Первые его произв. - камерные ансамбли (струн. и фп. квартеты) - получили в 1862 и 1865 1-е пр. Об-ва англ. музыкантов. Среди др. муз. соч. - кантаты, реквием, месса и др. культовые соч. В 1871-74 изд. журн. «Monthly Musical Record», сотрудничал в журн. «Academy» (1874-79), «Ateneum» (1879-89). В 1876-1890 был дирижёром Хор. ассоциации г. Хакни. Преподавал гармонию и композицию в Нац. спец. муз. школе (1876-82), в Корол. академии музыки (с 1879), игру на фп. - в Муз. школе «Гилдхолл» в Лондоне (с 1884); с 1894 профессор Дублинского университета. Известен гл. обр. как теоретик. В своих трудах, посв. контрапункту, фуге, муз. форме и др. вопросам, сформулированные им закономерности основывал на творч. практике лучших композиторов прошлого и совр. образцах (мн. работы переведены на европ. яз., в т.ч. на рус). П. - ред. ораторий (добавил аккомпанемент), в т.ч. «Самсон» (1880) и «Мессия» (1902; издал партитуру и клавир) Генделя.
Соч.: кантаты - Хирворд (Hereward), Альфред, Рыцарь красного креста (The red cross knight) и др.; для орк. - 4 симфонии, 2 увертюры, сюиты; концерты с орк. - 2 для органа; квартеты и др. камерные ансамбли; для голоса с орк. - Свобода (Freedom); пьесы для органа, культовая хор. музыка. Лит. соч.: Instrumentation, L., 1876 (рус. пер. - Праут Э., Элементарное руководство к изучению инструментовки, М.-Лейпциг, 1900); Harmony, its theory and practice, L., 1889, 1903, то же, N. Y., 1971; The orchestra, v. 1-2, L., 1888-89, Counterpoint: strict and free, L., 1890, I910; Double counterpoint and canon, L., 1891; Fugue, L., 1894, 4900 (рус. пер. - Фуга, M., 1900, 1922); Fuguai analysis, L., 1892 (рус. пер. - Анализ фуг, M., 1892); Musical form, L., 1893, 1903 (рус. пер. - Музыкальная форма, М., 1900); Applied forms, L., 1895, то же, L., 1970 (рус. пер. - Прикладные формы, М., б. г.); Analytical key to the exercises in the 16th and subsequent editions of «Harmony», L., 1903; A course of lectures on orchestration, L., 1905; Mozart, L., 1907 (рус. пер. - Моцарт, М.-П., 1923).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПР..

ПЕРЕС

ПЕРЛЯ

ПЕРМЬ

ПЕРРО

ПЕСНЯ

ПЕТРИ

ПИКОК

ПИНЦА

ПИРРО

ПИЩИК

ПЛИЕВ

ПОЛЕХ

ПОНСЕ

ПОПОВ

ПОССЕ

ПОШОН

ПОЭМА

ПРАГА

ПРАЙС

ПРЕСС

ПРИМА

ПТИЦА

ПУЖЕН

ПУЗЕЙ

ПУКСТ

ПУНЬИ

ПЬЕХА

ПЬЯВЕ

ПЭРРИ

ПЮНЬО

РААБЕ

РАБОБ

РАГЛС

РАДИЧ

РАКОВ

РАМАН

РАМИН

РАНКИ

РАТИЛ

Музыкальный словарь ver16