Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПРИМАДОННА (итал. primadonna, букв. - первая дама) - певица, исполняющая первые (главные) партии в опере или оперетте (в Италии такое же значение имеет для певцов термин primo huomo, букв. - первый мужчина). Термин «П.» появился в кон. 17 в., в эпоху венецианской и особенно неаполитанской оперных школ, когда опера-сериа превратилась в «концерт в костюмах», в «состязание» артистов. Исполнительницы-виртуозы диктовали условия композиторам, требуя разл. сольных эпизодов - эффектных арий, изобилующих разл. украшениями, сложными пассажами, блестящими каденциями. В сер. 18 в. передовые деятели искусства стали подвергать критике ограниченность и невежество мн. П., заботившихся лишь о показе технич. возможностей голоса и не придававших значения художеств. правде, естественности сценич. поведения воплощаемых ими персонажей. Однако мн. П. были выдающимися представителями стиля бельканто, в т.ч. Ф. Куццони, В. Тези-Трамонтини, Л. Агьяри, А. де Амичис, в 19 в. - Дж. Паста, А. Патти и др. |
|
Музыкальный словарь ver16