Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПРОЛОГ (греч. prologos - вступление, предисловие, от pro - перед и logos - слово, речь) - вступительная сцена спектакля (драм., оперного, балетного). В др.-греч. драм. театре в П. излагался миф, положенный в основу произв., или рассказывалось о событиях, предшествующих началу пьесы. В церк. ср.-век. драме П. носил характер проповеди или молитвы. В 17-18 вв. мн. оперы начинались аллегорич. П. («Альцеста, или Торжество Алкида» Люлли, «Орфей» и «Коронация Поппеи» Монтеверди и др.). П. наз. также аллегорич. представление, которым начинался торжеств. спектакль (напр., П. на открытие Большого театра в Москве - «Торжество муз» Дмитриева с музыкой Алябьева и Верстовского, 1825). В операх и балетах 19 в. в П. часто излагались события, предваряющие осн. действие (напр., в операх «Борис Годунов», «Снегурочка», «Фауст», в балете «Спящая красавица»). Иногда П. приобретает значение самостоят. произв. (одноактная опера «Боярыня Вера Шелога» Римского-Корсакова - П. к его опере «Псковитянка»), представляет собой моносцену (сцена одного актёра - П. в опере «Паяцы»). |
|
Музыкальный словарь ver16