Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПРОСОДИЯ (от греч. prosodia - акцент, ударение) - в античной грамматике учение об акцентах и о долготе слогов, определяющей их «певучесть». Под акцентом понималось не динамическое, но связанное с «речевой мелодией» выделение соответств. слога (см. Мелос). Согласно Дионисию Галикарнасскому (1 в. н.э.), «речевая мелодия» занимала объём квинты. С течением времени др.-греч. язык насыщается динамич. акцентами, тогда как значение в нём мелодич. акцентов уменьшается, особенно в обыденной речи. В возвышенной поэтич. речи мелодич. акценты сохраняются дольше. Об этом свидетельствуют немногие дошедшие до нас записи отрывков др.-греч. музыки. Учение о П. было разработано весьма детально. Для обозначения мелодич. акцентов (tonoi) и долготы слогов (xronoi) были введены спец. знаки, которые начали применяться в 9 в. Они явились прообразами визант. нотного письма. В последующее время под П. стали понимать гл.. обр. долготу слогов в др.-греч. языке. Поскольку в новых языках долгота слогов зависит от динамич. акцента, применение к ним понятия «П.» является условным. Нек-рые учёные включали в понятие «П.» любые элементы стихосложения и даже само стихосложение, что лишило термин «П.» определённости. В 20 в. он применяется редко. |