на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПСАЛЬМА (польск. psalm, от греч. palmos - псалом) - род бытовой многогол. песни духовного содержания, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. В отличие от церк. псалмов, которые пелись в храмах, П. предназначались для домашнего пения. Они не выполняли функцию молитв, и порядок их исполнения не был регламентирован. П. сыграли значит. роль в возникновении в России в 17 в. традиции домашнего музицирования. Первоначально слово «П.» обозначало только песнопение на текст псалма Давида. В дальнейшем значение этого термина стало более широким, П. назывались бытовые песни религ., а иногда и светского содержания. К жанру П. можно отнести песнопения из сборника «Месяцеслов» Симеона Полоцкого (музыка В. П. Титова), хотя этот сборник продолжает линию др.-рус. Минеи, а не Псалтири. Жанр П. - одна из переходных ступеней от церк. музыки к светской, в частности к жанру лирич. канта. В некоторых случаях значения слов «П.» и «кант» тождественны. Жанр П. тесно связан с традицией рус. силлабич. поэзии. Ок. 1680 Симеон Полоцкий написал «Псалтырь царя и пророка Давида, рифмами переложенную». Музыку к ней после 1682 сочинил В. П. Титов. Мн. песнопения из этой «Псалтыри рифмотворной» пользовались популярностью более 100 лет, стали народными и сильно изменились (сохранилось неск. рукоп. экземпляров «Псалтыри» с разл. вариантами музыки). В 1-й пол. 18 в. они широко бытовали в школьных драмах. Для музыки П. характерны 3-гол. изложение, движение двух верхних голосов параллельными терциями, а баса по опорным гармония, тонам и т.д. Этот склад остался типичным и для канта 18 в. Большинство П. написано в 2-частной форме. Это в известной мере обусловлено смысловой организацией поэтич. текста П. (подразделение на 2 части: мысль и её синонимич. вариация). Характер музыки и поэтич. содержания П. разнообразны: восхваления, мольбы, жалобы, размышления и т.п. Лит. см. при ст. Кант. Е. М. Левашёв.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПС..

ПОЛЯКОВ

ПОЛЯНИЧ

ПОНСЕЛЬ

ПОПЕВКА

ПОПОВИЧ

ПОПУРРИ

ПОРОЖЕК

ПОРПОРА

ПОРТНОВ

ПОТУЛОВ

ПОШЕТТА

ПРЕДЪЁМ

ПРЕСМАН

ПРИМРОЗ

ПРИЦКЕР

ПРОДОММ

ПРОФЕТА

ПРУЖИНА

ПРЮНЬЕР

ПТИЧКИН

ПУЛЬВЕР

ПУНЬЯНИ

ПУЧЧИНИ

ПУШИЛОВ

ПФИЦНЕР

РЁНТГЕН

РАДЖАБИ

РАДИОЛА

РАЕЦКИЙ

РАЙСКИЙ

РАСТРУБ

РАТХАУЗ

РАХИМОВ

РАЦБАУМ

РАЧЮНАС

РЕАЛИЗМ

РЕБИКОВ

РЕБЛИНГ

РЕГИСТР

Музыкальный словарь ver16