на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПУНЬЯНИ (Pugnani) Гаэтано (27 XI 1731, Турин - 15 VII 1798, там же) - итал. скрипач, композитор, дирижёр, педагог. В детстве учился игре на скрипке у Дж. Б. Сомиса в Турине. С 1741 играл в оркестре Корол. театра, с 1748 служил камер-музыкантом в корол. капелле в Турине. В 1749-50 совершенствовался у В. Л. Чампи и Дж. Тартини в Риме. В этот период создал 4 тройных концерта и 8 сонат для скрипки с basso continue. С 1750 снова служил в корол. капелле в Турине (с 1764 концертмейстер вторых скрипок). В 1754-70 гастролировал в разных странах. Дебютировал как солист-виртуоз в «Духовных концертах» в Париже (участвовал в исп. своих первых соч. - трио-сонаты и скр. концерта, 1754). В 1767-70 был дирижёром Корол. театра в Лондоне, где в 1769 пост. его 1-я опера «Нанетта и Любино» (в лондонский период П. подружился с И. К. Бахом). С 1770 служил камер-музыкантом и концертмейстером в придв. капелле в Сардинии, одноврем. возглавлял, оркестр туринского Корол. театра, в 1776 получил титул первого придв. камерного виртуоза и генерал-музик-директора (руководил всем придв. инстр. исполнительством). Создал ряд опер в стиле его времени, которые ставились в Париже, Вене, Неаполе, а также ряд скр. пьес. (Известная как соч. П. в обр. Ф. Крейслера пьеса «Прелюдия и Allegro» в действительности принадлежит только Крейслеру.) Одноврем. занимался педагогия, деятельностью; среди учеников - Дж. Б. Виотти, Дж. Б. Полледро, Ф. Радикати. В 1780-82 П. вместе с Виотти совершил конц. турне по Швейцарии, Германии, Польше (оба нек-рое время играли в оркестре «Т-ра Бельки» в Варшаве), России (в 1781 выступали при дворе Екатерины II). Продолжал концертировать в последние годы жизни в Турине (на одном из последних концертов в 1796 дирижировал своей программной симф. сюитой «Вертер» (по И. В. Гёте; состоит из музыки его одноим. оперы, поставленной в том же году в Вене). Как скрипач П. развивал традиции А. Корелли и Дж. Тартини. Его игра отличалась масштабностью, мощью, захватывающим воодушевлением, красотой звука («магический смычок») и совершенством техники; славился исп. двойных нот (есть предположение, что советами П. и Виотти пользовался франц. мастер Ф. Турт, придавший смычку совр. вид). Исполнит. манера П. была характерна для скр. стиля предромантич. эпохи. Из соч. П. наиболее популярны скр. пьесы в стиле Тартини.
Соч.: оперы (8), в т.ч. оперы-сериа Иссеа (1771, Турин), Аврора (1775, Турин), Адонис и Венера (1784, Неаполь), Деметрий на Родосе (1789, Турин); оратория Освобождённая Бетулия (Betulia liberate), кантаты, в т.ч. Амур и Психея; 10 увертюр; 9 скр. концертов; камерно-инстр. ансамбли - 18 сонат для скр. с басом, 6 сонат для клавичембало в сопровождении скр., скр. дуэты, многочисл. струн. трио, 6 струн. квартетов, 6 квинтетов для 2 скр., 2 флейт и влч., 12 октетов-симфоний для струн. и дух. инструментов; вок. светская музыка.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПУ..

ПОПЕВКА

ПОПОВИЧ

ПОПУРРИ

ПОРОЖЕК

ПОРПОРА

ПОРТНОВ

ПОТУЛОВ

ПОШЕТТА

ПРЕДЪЁМ

ПРЕСМАН

ПРИМРОЗ

ПРИЦКЕР

ПРОДОММ

ПРОФЕТА

ПРУЖИНА

ПРЮНЬЕР

ПСАЛЬМА

ПТИЧКИН

ПУЛЬВЕР

ПУЧЧИНИ

ПУШИЛОВ

ПФИЦНЕР

РЁНТГЕН

РАДЖАБИ

РАДИОЛА

РАЕЦКИЙ

РАЙСКИЙ

РАСТРУБ

РАТХАУЗ

РАХИМОВ

РАЦБАУМ

РАЧЮНАС

РЕАЛИЗМ

РЕБИКОВ

РЕБЛИНГ

РЕГИСТР

РЕГТАЙМ

РЕЙМАНН

РЕЙНЕКЕ

Музыкальный словарь ver16