Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ШАШМАКОМ (тадж. и узб. - шесть макомов). 1) Система 6 макомов-ладов (Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох, Ирок) в узб. и тадж. музыке [см. Маком (1)]. 2) Цикл муз. произв. (6 макомов), созданных в этих ладах и носящих названия, соответствующие названиям ладов. На основании разл. источников (поэтич. текстов, трактатов) окончат. формирование Ш. относят к 18 в. Ш. бытовал в бухарском и хорезмском вариантах. Каждый маком, представляющий собой своеобразную сюиту из 20-40 инстр. и вок. частей, обладает не только ладовой, но также интонационной, ритмической и эмоциональной характерностью. В основе Ш. лежит целостная художеств. концепция, включающая, помимо собственно музыкального и эстетического, также философский и этич. аспекты [см. Маком (2)]. В числе выдающихся исполнителей Ш. - Ю. Раджаби, Б. Зиркиев, Д. Ибадов, М. Ташпулатов, М. Толмасов. Впервые Ш. (без текста) в записи В. А. Успенского был опубл. в 1924; полный цикл (с текстом) издан в 1950-1967. Изд.: Успенский В. A., Шесть музыкальных поэм, Л., 1924; Шашмаком. [Вступит. статья В. М. Беляева], т. 1-5, М., 1950-67; Узбекская народная музыка, т. 6, Хорезмские макомы, Таш., 1958 (собрал и записал М. Юсупов, ред. И. Акбарова; вступит. статья И. Акбарова и Ю. Кона), т. 5, Бухарские макомы, Таш., 1959 (те же составители); Шашмаком, т. 1-6, Таш., 1966-75 (изд. продолжается). |