Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ШОБЕРЛЕХНЕР (Schoberlechner) Франц (21 VII 1797, Вена - 7 I 1843, Берлин) - австр. пианист и композитор. Обучался игре на фп. у И. Н. Гуммеля; в 1809 дебютировал, исполнив фп. концерт No 2 Гуммеля, написанный специально для него. Одноврем. брал уроки композиции у Э. А. Фёрстера. В 14 лет сочинил симфонию и фп. концерт, которые были исполнены. В 1814 предпринял первую самостоят. конц. поездку. Посетил Грац, Триест, Болонью, Флоренцию, где были исполнены его реквием и комич. опера, Рим и Неаполь. В 1815-20 придв. композитор эрцгерцогини Марии Луизы в Лукке. В 1820 возвратился в Вену. В 1823 вновь отправился в конц. поездку. После успешных выступлений в Германии Ш. впервые приехал в Петербург (1824), где прожил неск. лет. Совм. с женой - певицей С. Ф. Шоберлехнер предпринимал длительные конц. турне по России, Германии и Италии (1824-27). Одну из своих 4 опер - оперу «Барон из Дольцхейма» (1827) Ш. написал специально для С. Ф. Шоберлехнер. В дальнейшем Франц и Софья Ш. жили гл. обр. в Тоскане (Италия), часто выезжая в конц. поездки. Значит. часть фп. произв. Ш. принадлежит к модному в то время жанру вариаций. Он обычно выбирал для них популярные темы, порой использовал шаблонную вариационную технику. К числу наиболее удачных соч. относятся «Интродукция» и «Большое рондо на русскую тему». Ш. принадлежат камерно-инстр. произв., в числе которых, согласно некоторым источникам, 6 струн. квартетов. |