на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



РЕПЕРКУССИЯ (от лат. repercussio - отражение). 1) В учении о фуге в строгом стиле (И. Фукс и др.) следующее после экспозиции проведение темы и ответа во всех голосах (нем. Wiederschlag, zweite Durchführung), воспроизведение экспозиции с контрапунктич. изменениями, род полифонич. вариации на экспозицию (в совр. музыковедении термин не употребляется; понятие «Р.» приближается к понятию контрэкспозиции фуги). Голосу, излагавшему в экспозиции тему, в Р. поручается ответ (и наоборот); тема и ответ в Р. вводятся (чаще на диссонансе) после паузы или скачком на широкий интервал, чтобы вступающий певч. голос зазвучал в ином регистре своего диапазона; в Р. возможны преобразования темы (напр., увеличение, обращение), использование стретты (обычно менее энергичной, чем в последующем разделе формы) и др. средств развития и варьирования. Р. обычно следует за экспозицией без цезуры; Р. и завершающая часть формы (реприза, заключит. стретта, die Engführung) нередко отчленяются каденцией. См., напр., Токкату и фугу для органа F-dur Букстехуде: экспозиция - такты 38-48; Р. - такты 48-61; заключит. часть от такта 62. В больших фугах может быть неск. Р. 2) В григорианском пении важнейший после finalis опорный тон лада, звук, в котором концентрируется мелодич. напряжённость (наз. также тенор, туба). Появляется чаще др. звуков; во мн. песнопениях псалмодич. характера на нём осуществляется протяжённая речитация. Лежит выше finalis, отстоит от него на определённый в каждом из ладов интервал (от малой терции до малой сексты). Осн. ток лада (finalis) и Р. определяют ладовую принадлежность напева: в дорийском ладу finalis d и R, а в гиподорийском - соответственно d и f, во фригийском ладу - е и с и т. п.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
РЕ..

ПЕНТАТОНИКА

ПЕРЕДУВАНИЕ

ПЕРЕЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕПЕЛИЦЫН

ПОДБОРОДНИК

ПОДГОРЕЦКИЙ

ПОЛОМАРЕНКО

ПОЛТОРАЦКИЙ

ПОЛЯНОВСКИЙ

ПОМАЗАНСКИЙ

ПОНОМАРЕНКО

ПОТОЛОВСКИЙ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПРЯНИШНИКОВ

ПУЗЫРЕВСКИЙ

ПЯТИГОРСКИЙ

РАДОНЕЖСКИЙ

РАЗУМОВСКАЯ

РАЗУМОВСКИЙ

РЕСПОНСОРИЙ

РОЖАВЁЛЬДЬИ

РОМАНОВСКАЯ

РОМАНОВСКИЙ

РОСТРОПОВИЧ

РОТЕНБЕРГЕР

РУДЗИНЬСКИЙ

РЫБАЛЬЧЕНКО

САЙФИДДИНОВ

САЛЬМЕНХАРА

САЛЬТАРЕЛЛО

САПЕЛЬНИКОВ

САУЛЕВИЧЮТЕ

САФИ-АД-ДИН

СВЕТОМУЗЫКА

СЕКСТАККОРД

СИДЕЛЬНИКОВ

СИЛЬВАНСКИЙ

СИЛЬВЕСТРОВ

СИМФОНИЕТТА

Музыкальный словарь ver16