на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



РЕПРИЗА (франц. reprise, от reprendre - возобновлять). 1) Повторение темы или группы тем после этапа её (их) развития или изложения нового тематич. материала. Однократная Р. создаёт 3-частную схему ABA (где В - развитие начального материала или новый материал) и образует структурную основу простых репризных форм (2- и 3-частной), а также сложной 3-частной и сонатной форм. Неоднократная реприза АВАВА или АВАСА образует основу двойной и тройной 3-частных форм, а также формы рондо, рондо-сонаты. Большая роль Р. в муз. форме определяется след. фундаментальными принципами: Р., создавая симметрию, выполняет функцию архитектонического, конструктивного скрепления формы; Р., возвращая начальный тематич. материал, подчёркивает его роль как основного, по отношению к которому материал среднего раздела (В) получает значение побочного. Р. не обязательно точно повторяет начальный раздел. Его фактурные изменения создают варьированную Р. (П. И. Чайковский, Ноктюрн cis-moll для фп., ор. 19 No 4). Воспроизведение начального раздела с усилением его экспрессивности ведёт к образованию динамизированной (или динамической) Р. (С. В. Рахманинов, Прелюд cis-moll для фп.). Р. может воспроизводить начальный материал в др. тональности - так возникает тонально-смещённая Р. (Н. К. Метнер, Сказка f-moll для фп. ор. 26 No 3). Встречается и только тональная Р. без повторения начального тематич. материала (Ф. Мендельсон, «Песни без слов» для фп., No 6). В сонатной форме распространена субдоминантовая Р. (Ф. Шуберт, 1-я часть фп. квинтета A-dur). Ложной Р. называется момент воспроизведения начальной темы в неглавной тональности в конце ср. части формы, после которого начинается подлинная Р. Зеркальная Р. воспроизводит ранее изложенный материал, состоящий из двух или более тем, в обратном порядке (Ф. Шуберт, песня «Приют», схема AB С ВА). 2) Ранее Р. называли часть формы, отграниченную двумя знаками повторения - ||:: ||. Название вышло из употребления. Лит. см. при статье Форма музыкальная. В. П. Бобровский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
РЕ..

РАДИОЛА

РАЕЦКИЙ

РАЙСКИЙ

РАСТРУБ

РАТХАУЗ

РАХИМОВ

РАЦБАУМ

РАЧЮНАС

РЕАЛИЗМ

РЕБИКОВ

РЕБЛИНГ

РЕГИСТР

РЕГТАЙМ

РЕЙМАНН

РЕЙНЕКЕ

РЕКАШЮС

РЕКВИЕМ

РЕМЕНЬИ

РЕПЕТТО

РЕСПИГИ

РЕШЕТИН

РИГОДОН

РИЗАНЕК

РИЗЕМАН

РИНГБУМ

РИСАГЕР

РИСТОРИ

РИТМИКА

РИФЛИНГ

РОДЖЕРС

РОДЫГИН

РОЗАНОВ

РОЗЕНОВ

РОЗЕТКА

РОЙЗМАН

РОЛЬДАН

РОМБЕРГ

РОНДИНО

РОНКОНИ

Музыкальный словарь ver16