на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



РЕСПОНСОРИЙ (позднелат. responsorium, от лат. respondeo - отвечаю) - в католич. богослужении повторяющаяся строфа (рефрен), к-рую община поет в ответ на строфу, исполненную солистом (священником), а также обозначение самого песнопения, складывавшегося из чередования реплик солиста и хора. Т. о., Р. родствен антифону, где чередуются два хора или две части хора. Р. применялся в христ. богослужении с древнейших времен. В мессе (missa proprium) Р. являются градуал, аллилуйя, порой и трактус; Р. входит и в др. католич. богослужения, напр. в т. н. оффициум (offizium) - освящение протекших дня и ночи. Различают «продленный P.» (responsorium prolixum, responsorium modulatum), обычно богатый мелизмами, и «короткий Р.» (responsorium breve) с лаконичной поэтич. строфой и простой силлабич. мелодией. В некоторые Р., помимо повторяющихся строфы и рефрена, включается т. н. доксология - песнопение, восхваляющее триединство бога. Зачастую в разл. Р. исполняются варианты одной и той же мелодии.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
РЕ..

ПЕРЕДУВАНИЕ

ПЕРЕЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕПЕЛИЦЫН

ПОДБОРОДНИК

ПОДГОРЕЦКИЙ

ПОЛОМАРЕНКО

ПОЛТОРАЦКИЙ

ПОЛЯНОВСКИЙ

ПОМАЗАНСКИЙ

ПОНОМАРЕНКО

ПОТОЛОВСКИЙ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПРЯНИШНИКОВ

ПУЗЫРЕВСКИЙ

ПЯТИГОРСКИЙ

РАДОНЕЖСКИЙ

РАЗУМОВСКАЯ

РАЗУМОВСКИЙ

РЕПЕРКУССИЯ

РОЖАВЁЛЬДЬИ

РОМАНОВСКАЯ

РОМАНОВСКИЙ

РОСТРОПОВИЧ

РОТЕНБЕРГЕР

РУДЗИНЬСКИЙ

РЫБАЛЬЧЕНКО

САЙФИДДИНОВ

САЛЬМЕНХАРА

САЛЬТАРЕЛЛО

САПЕЛЬНИКОВ

САУЛЕВИЧЮТЕ

САФИ-АД-ДИН

СВЕТОМУЗЫКА

СЕКСТАККОРД

СИДЕЛЬНИКОВ

СИЛЬВАНСКИЙ

СИЛЬВЕСТРОВ

СИМФОНИЕТТА

СИТКОВЕЦКИЙ

Музыкальный словарь ver16