Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
РОКОКО (франц. rococo, также rocaille - рокайль, от назв. одноимённого орнаментального мотива; rocaille musicale - музыкальный рокайль) - стиль в европ. искусстве 1-й пол. 18 в. Возникнув во Франции в эпоху кризиса абсолютизма, стиль Р. отражал стремление к уходу от действительности в сферу беспечной игры и наслаждения. Иск-во Р., отмеченное чертами интимной камерности, культивировало особый мир хрупких, нежно грациозных или кокетливо скерцозных образов буколического, галантного, салонного характера. Ему присущи прихотливая изысканность линий, дробность рисунка, широкое развитие орнаментально-декоративного начала. В музыке это проявлялось в обильном использовании мелизмов (франц. agrements, нем. Manieren), которые составляли неотъемлемую часть мелодич. линии; фактура отличалась лёгкостью и прозрачностью, господствовал гомофонный склад, элементы полифонии применялись очень экономно и скупо. Для искусства Р. характерен отход от монументальных форм барокко. Типичные примеры Р. в музыке - клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, оперы-балеты А. Кампры, некоторые произв. Р. Кайзера и Г. Ф. Телемана, отчасти «упражнения» (esercizi) Д. Скарлатти. Термин «Р.» равнозначен определению галантный стиль. Ю. В. Келдыш. |