Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
СЕРПЕНТ (франц. serpent, итал. serpentone, нем. Schlange, Schlangenhorn, букв. - змея) - старинный дух. мундштучный инструмент, басовый цинк. По способу звукоизвлечения относится к амбушюрным (см. Амбушюр), контрабасового регистра. Корпус деревянный, часто обтягивался кожей, змееобразной формы (отсюда назв.), с конич. каналом, без раструба, с чашеобразным мундштуком из слоновой кости или рога. Диапазон B - e1 или A1 - d1. С. меньшего размера - в тоне C или D. Имел 6 игровых отверстий, расположенных группами по 3, позднее добавлены 3-5 отверстий с клапанами. Неполностью закрывая отверстия, исполнитель извлекал хроматически изменённые звуки. С. создан ок. 1590 во Франции. Использовался в церк. музыке (для сопровождения муж. хоров) и в дух. оркестрах. В кон. 18 в. в усовершенствованном виде (с 3-4 клапанами) введён Ф. Госсеком в симф. оркестр в качестве басового инструмента. В 1800 в Англии стал изготовляться полностью из металла, приобрёл форму фагота, использовался в воен. оркестрах для усиления звучания партии фаготов. Мн. композиторы включали С. в партитуры - Дж. Россини (опера «Осада Коринфа», 1826), Ф. Мендельсон («Реформационная симфония», 1830), Р. Вагнер (опера «Риенци», 1842, и соч. для муж. хора с оркестром «Трапеза апостолов», 1843). Во 2-й пол. 19 в. вышел из употребления. К С. восходят конструкции фагота, а также офиклеида. |