Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
СУТАРТИНЕ (литов. sutartine, от sutarti - ладить, быть в согласии; множеств. число - сутартинес) - вид старинных литов. нар. песен, преим. женских трудовых. Древнейшие С. - эпические по характеру, более поздние - гл. обр. лирические. Распространены только в вост. и сев.-вост. областях Литвы. От др. литов. нар. песен отличаются своеобразным многогол. складом, особенностями муз. структуры, а также мелодикой и ритмикой. По типу многоголосия различают С. канонические и свободно полифонические. Канонич. С. исполняются, как правило, тремя певцами в форме канона (т. н. трийинес - тройственные) (см. кол. 354). В др. виде С. соединяются две и более самостоят. мелодич. линии, образуя свободную полифонич. ткань. Они исполняются обычно двумя или четырьмя певцами (т. н. двийинес и кетуринес - двойные и четверные), причём кетуринес поётся попарно, так что в каждом следующем куплете с новым текстом звучит и новая мелодия. Реже встречаются С., в которых голоса вступают не одновременно, а поочерёдно и с разными мелодиями и текстами: Одна из главных особенностей С. - обилие параллельных секунд. Это в большей степени относится к песням, распространённым на северо-востоке республики. Иногда попевки подвергаются варьированию по куплетному принципу. Стиль С. характерен и для инстр. литов. нар. музыки. Такого рода пьесы исполняются на скуду-чяй, тримитай, дайдитес, их ансамблями, а также на пятиструнных канклес. С. использовали в своих соч. мн. литов. композиторы - С. Вайнюнас («Рапсодия на литовские темы» для скрипки с орк., концерт No 2 для фп. с орк.), Б. Дварионас (скрипичный концерт), Ю. Груодис («Симфонические вариации»), Ю. Юзелюнас (симфония No 2, балет «На берегу моря»), А. Рачюнас (симфония No 2) и др. |