Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТЕПЛОВ Борис Михайлович [9 (21) X 1896, Тула - 28 IX 1965, Москва] - сов. психолог. Действит. чл. АПН РСФСР (1945). Засл. деят. науки РСФСР (1957). В 1914 окончил Тульское муз. уч-ще по классу фп., в 1921 - Моск. университет. С 1929 преподавал в Ин-те психологии (в 1933-35 и 1945-52 зам. директора). В 1935-41 профессор кафедры психологии Ин-та повышения квалификации музыкантов-педагогов (Центр. заочный муз.-педагогич. институт), с 1941 - Моск. университета; заведовал кафедрой логики и психологии в Академии обществ. наук. В 1958-65 гл. редактор журн. «Вопросы психологии». Работа Т. «Психология музыкальных способностей» (М.-Л., 1947) - первый опыт анализа проблемы муз. одарённости, опирающийся на марксистско-ленинскую теорию. Круг охватываемых ею проблем: муз. одарённость, ощущение муз. звука (преим. его высоты и тембра), абсолютный слух, восприятие муз. структур (ладовое чувство, мелодич. и гармонич. слух), слуховые представления (внутр. слух), чувство ритма (в связи с психологией движения). Т. стремился опровергнуть теорию о врождённости музыкального таланта, подтверждая установленное советской муз. психологией положение о воспитуемости муз. слуха (при нормальном состоянии слухового аппарата). Согласно разработанной Т. теории, способности развиваются в процессе деятельности, врождены лишь анатомо-физиологич. предпосылки способностей. Анализируя понятие одарённости, Т. считал неверным ограничивать это понятие одной лишь интеллектуальной сферой; одарённость, по Т., включает в себя особенности личности во всех сферах психики (например, в муз. одарённость входят особенности эмоциональной сферы). Соч.: Ощущение музыкального звука, «Ученые записки Гос. научно-исслед. института психологии», т. 1, М., 1940; О музыкальном переживании, в сб.: Институт психологии АН, М., 1945; Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947, в его кн.: Проблемы индивидуальных различий [Избр. работы], М., 1961; Психологические вопросы художественного воспитания, «Известия Академии психологических наук», т. 2, М., 1947, и др. |